Техосмотр: кто поставит диагноз?

Нового Административного кодекса еще не знают многие сотрудники ГАИ, как признал недавно начальник этой службы генерал Федоров. Проходя техосмотр, я столкнулся с инспектором, его знающим. “Требуется ли теперь предъявлять диагностическую карту?” - спросил я его. (Статья 12.1 кодекса гласит: “Запрещается требовать при техосмотре предъявления диагностических карт либо иных документов, не предусмотренных федеральными законами”.) Ответом мне было: “Можете требовать проведения техосмотра без карты, но через суд.

2 авг. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1209 от 2 авг. 2002

Нового Административного кодекса еще не знают многие сотрудники ГАИ, как признал недавно начальник этой службы генерал Федоров. Проходя техосмотр, я столкнулся с инспектором, его знающим. “Требуется ли теперь предъявлять диагностическую карту?” - спросил я его. (Статья 12.1 кодекса гласит: “Запрещается требовать при техосмотре предъявления диагностических карт либо иных документов, не предусмотренных федеральными законами”.) Ответом мне было: “Можете требовать проведения техосмотра без карты, но через суд.

При наличии решения без проблем получите талончик ТО.

А если хотите получить его сейчас – пожалуйста, предъявите диагностическую карту”.

Сама стоимость техосмотра немного увеличилась. Талон ТО сейчас стоит 75 рублей (в прошлом году стоил 65).Стоимость технического диагностирования возросла на 75 рублей. Итого потратите на 85 рублей больше, чем в прошлом году. Конечно, если вы не хозяин кубатурной (более трех литров) и свежей, младше 5 лет, машины. Краевая дума в прошлом году подняла ставку дорожного налога на владельцев таких машин, поэтому им придется заплатить как минимум на 1285 рублей больше, чем в прошлом году.

Впрочем, человеку, купившему такую большую и новую (то есть дорогую) машину, заплатить за техосмотр 3,5 или 2,3 тысячи рублей – разницы нет, если эта машина импортная. Но точно столько же заплатит и человек, неосторожно купивший новую отечественную машину с мощным, более 150 л. с., двигателем. Отсюда можно заключить: в Приморье, прежде чем купить чудо отечественного автопрома, надо хорошо подумать. Гонясь за имиджем, некоторые автопроизводители “немного” завышают паспортную мощность, с которой исчисляется налог. Может статься, разоришься только на техосмотрах. А для иномарок такой проблемы нет, так как нет и данных о мощности мотора. Поэтому применяется методика расчета “лошадок” исходя из кубатуры. Берется цифровое значение “кубиков” с подкапотной таблички и делится на 20 или 30 для бензинового или дизельного движка соответственно. Такая методика ставит в заведомо проигрышное финансовое положение владельцев отечественных авто: как правило, наворотов, повышающих выдаваемую мотором мощность, на них не имеется. К тому же полуторалитровый мотор “Жигулей” и такого же объема движок “Тойоты” (даже и без турбины или твинкамовских штучек) – две большие разницы по мощности и эластичности. А платить-то за обе машины ежегодный налог приходится одинаково. Значит, есть еще один резон задуматься: а стоит ли поддерживать отечественного производителя?

Каждые три года водителю–непрофессионалу требуется проходить медкомиссию как часть того же техосмотра. Профессионалу – ежегодно. Поэтому ее стоимость можно отнести к затратам на ТО. За осмотр специалисты возьмут 300 рублей в частной медицинской клинике “Асклепий”, или 263 рубля в поликлинике профосмотров на Некрасовской, или 262 рубля в поликлинике МСЧ рыбаков на Интернациональной, или 121 рубль в районной поликлинике. Возможно, в вашей поликлинике цены будут и повыше, а в моем владивостокском филиале именно такие. Предварительно за плату надо пройти психиатра на Некрасовской, нарколога на Станюковича, флюорографию в районной поликлинике и там же сдать анализ крови из пальца. Стоят эти процедуры от 100 рублей (психиатр) до 36 (кровь). Плюс две фотографии 3 на 4 – еще 30 рублей. Получается примерно 480 рублей и минимум три потраченных дня. Любопытно, что по контактному телефону предлагают медкомиссию купить за 500 рублей, требуются лишь фотографии и один день на оформление. Поневоле задумаешься.

Налог на владельцев автомашин за уже упомянутым исключением не изменился. Хозяин “полторашки” пройдет техосмотр за 612 рублей, “двушки” - за 662 рубля. Пенсионеры получают 50-процентную скидку на диагностирование (то есть платят на 194 рубля меньше). Инвалиды и Герои России вообще заплатят только 75 рублей за талончик ТО, все остальное им полагается бесплатно. Надо помнить, что льготы предоставляются лишь владельцам машин, записанным в документах, а не “доверенным”.

За 2,5-литровую машину надо заплатить уже 837 рублей, 3,0-литровую – 950 рублей. Все приведенные расчеты касаются машин старше 5 лет. За более молодые придется заплатить больше за счет налога (он на них в 2 раза выше). И здесь, может статься, дешевле будет купить техосмотр. Такая нелегальная, разумеется, услуга стоит нынче от 700 рублей до тысячи (зависит от степени вашего “блата”).

Диагностику для экономии времени мне пришлось-таки пройти: хочется ездить, а не три месяца судиться с ГАИ. Ее я прохожу не в первый раз (уже на третьей машине). И ни разу номера не сверялись! То есть диагносты оставляли эту функцию инспекторам ГАИ, а те считали, что номера до них были проверены диагностами. Таким “осмотром” легко оформить и краденую машину, даже перебивать номера не требуется.

Степень же профессионализма “осмотрщиков” у меня лично вызывает сомнение. Каждый раз мне говорят, что слабые тормоза на задней оси. На трех разных машинах. И каждую из них я лично проверял: никаких проблем с тормозами. Думается, дело в методике проверки: машина на беговой барабан заезжает пустая. Тормоза же регулируются по науке для полной загрузки. То есть в мой “универсал” сначала надо загрузить 400 кг груза, а затем проверять его на торможение – тогда и будет правильный результат. То же замечание касается регулировки фар. А что совсем бессмысленно – так это проверять СО на наших приборах у японских машин. Их выхлоп раз в десять меньше нашего порога чувствительности приборов. Именно поэтому “мастера диагнозов” постоянно стучат по шкале измерителя, пытаясь убедиться в его работоспособности.

Выдавая мне оформленный талон ТО, инспектор сказал: “А жаль, что никто до сих пор не обратился в суд. Нам бумажной работы было бы меньше”.

…А жалобу я все-таки подам. Если до этого губернатор не отменит свое постановление по “диагностике”.

Автор: Игорь КРОТЕНОК, cпециально для «В»