Пьяное море
Уже почти два месяца владивостокцы наблюдают из своих окон буйство плаксивой погоды и тешат себя одной мыслью - скоро август. С приходом последнего месяца лета, возможно, наступят настоящие жаркие денечки, и тогда из укромных мест можно будет достать запылившиеся ласты, прикинуть, как сидит купальник, завести мотор яхты… Возможно, в последний раз.
Уже почти два месяца владивостокцы наблюдают из своих окон буйство плаксивой погоды и тешат себя одной мыслью - скоро август. С приходом последнего месяца лета, возможно, наступят настоящие жаркие денечки, и тогда из укромных мест можно будет достать запылившиеся ласты, прикинуть, как сидит купальник, завести мотор яхты… Возможно, в последний раз.
К сожалению, с каждым годом «оранжевый» сезон каникул и отпусков все чаще окрашивается в красные и черные тона. Почему-то, совершая летом обряд «всетельного очищения», люди совершенно не задумываются о собственном здоровье, что нередко приводит к трагедии. Речь здесь идет даже уже не о том, что, погружаясь в водную стихию, можно подхватить какую-нибудь заразу. Увы, даже если все побережье скрыть за неприступной стеной, все равно пляжи будут забиты. Только если столкновение с медузой и палочкой худо-бедно пережить можно, то неожиданная встреча человека с плавсредством разрешается в пользу последнего.
На воде все происходит по знакомому «дорожному» сценарию: наезды, аварии, столкновения, вождение в состоянии алкогольного опьянения…... Поэтому защищать водные просторы от кровопролития призван аналог ГАИ - государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС).
Хотя служебные обязанности водной инспекции часто расширяются от понятия «дорожной» до «общественной» безопасности. Практически все, что происходит на водных просторах, находится под контролем ГИМС. Такая инспекция существует (во всяком случае, обязана существовать) абсолютно везде, где есть хотя бы намек на воду, необязательно соленую. Наш край не исключение. В Приморье 14 инспекционных участков, ведущих наблюдение за почти 15 тысячами маломерных судов и всеми прибрежными зонами отдыха.
За безопасностью морского движения еженедельно следит морской патруль, в состав которого входят инспектора ГИМС, портнадзор рыбного и торгового портов в компании с Российской транспортной инспекцией. Таким составом совершается рейд – инспектора выходят в море на катере и останавливают встретившиеся на их пути плавсредства, проводя досмотр. Как правило, из всех правонарушений пойманные горе-капитаны почему-то отдают предпочтение непрохождению ежегодного техосмотра, «совершенно случайно» забывают помимо этого удостоверение на право управления и через одного взбадриваются перед выходом в море рюмочкой-другой. За что и получают заслуженное наказание в виде штрафа, лишения удостоверения сроком на два года или ареста плавсредства.
Немного другая ситуация происходит в местах скопления людей - на пляжах. За порядком здесь с высот своих станций следят спасатели и медработники, снисходя в хорошую погоду до уровня морской глади.
Только, как это часто бывает, все, что происходит в море, - палка о двух концах. Проблема здесь даже не в нормативной базе и не в инспекции, делающей все посильное ей.
Все рейды инспекции совершаются только в светлое время суток раз в неделю, так как, по словам начальника ГИМС Приморья Леонида Маковецкого, совершать досмотр акватории ежедневно «нет возможности и целесообразности». Однако тогда не совсем понятно, где гарантия того, что исключительно «правильный» сегодня капитан не будет завтра за штурвалом отмечать день рождения кузины троюродной бабушки, что все плавсредства изъявят желание попасться во время рейда на пути патруля?
В прибрежной же зоне настоящей катастрофой давно стали гидроциклы (в простонародье - водные мотоциклы). Желая покрасоваться перед отдыхающими на пляже друзьями, лихачи часто забывают о требовании не заплывать за буйки, и, когда на полной скорости машина становится неуправляемой, трагедия - неизбежна.
Кроме того, ГИМС может выявить правонарушителя «только в движении», грубо говоря, поймав его за руку во время «того, как» или наказав после страшной оплошности, но предотвратить преступление или случайную трагедию инспекция не в силах.
Если ситуация на воде как-то контролируется, то, все, что происходит у пирса, - тайна, покрытая мраком. Совершенно непонятно, как капитан может выйти в море на судне вовсе не зарегистрированном, не говоря уже об отсутствии элементарных спасательных средств и рации.
Так, недавно в ГИМС поступил тревожный сигнал - катер, на борту которого находились в том числе и дети, уносило в море. Через два часа его удалось обнаружить и отбуксировать в район острова Рейнеке. Оказалось, что из-за плохого технического состояния заглох двигатель, а при последующем досмотре катера выяснилось, что спасательные жилеты на этом судне просто отсутствовали. Кто выпустил неисправное судно в рейс, да еще и с детьми? О чем думал капитан? В таких случаях хочется говорить о человеческом оптимизме и простом русском «авось», только почему-то не так часто это магическое слово помогает. И, как говорится, потом «нечего на зеркало пенять...…». Инспекция в таких случаях в недоумении разводит руки, мол, правила-то есть, только их еще соблюдать неплохо было бы...…
Тем не менее в краевой инспекции стараются обнадежить тем, что качество самих плавсредств и профессионализм судоводителей в последнее время значительно возросли. К движению на плаву владельцы маломерных судов подходят все более ответственно. Да и сама краевая инспекция «обеспечена более-менее»…...
Во Владивостоке, например, существует линейный отдел внутренних дел на морском транспорте. Однако познакомиться с его сотрудниками вам доведется только в том случае, если ваша документация на право владения и управления судном оставляет желать лучшего. Если же вы находитесь в пределах морского и торгового портов, то будьте добры выполнять требования местных морских администраций, начиная с регистрации своего судна. Идея проста: не хотите стать на учет – ночуйте в море, пока наконец не посчастливится попасться на пути морского патруля. Странно другое: по-прежнему вполне нормально существуют и выходят в море плавсредства, для которых регистрация – вещь чуждая.
Казалось бы, все правильно. Службы, следящие за порядком на море, «высоко сидят, далеко глядят». Только почему-то не так уж все и гладко на водной глади. Чем больше все эти инспекции будут смотреть в разное время в разные стороны, тем вероятнее, что-то ускользнет.
Недостаточно просто махнуть рукой на координацию российских служб, следящих за маломерными судами, и довольствоваться тем, что у нас «хоть что-то есть». По соседству с нами - Америка, Канада и практически брат, точнее, сестра - Япония, в которой флот стоит во главе всего транспорта. Только, очевидно, с этими странами мы побратимы не по разуму. Практически все гидроциклы и яхты, бороздящие морские просторы приморского побережья, были приобретены в Стране восходящего солнца, а вот привить вместе с транспортом традиции контроля над ним забыли.
Остается только завидовать богатейшей практике работы защитников морской глади Штатов и Японии, где морские службы работают так же слаженно, как часовой механизм, настолько, что одним понятием «береговая охрана» все сказано. И не требуется долго загибать пальцы, перечисляя все инспекции по маломерным судам, линейные отделы и «надзоры». Не стоит чураться заграничных примеров, стоит на них учиться.
Однако пока нашему краю ничего похожего на соседский терем не грозит. Так что, заходя в воду, не забудьте на всякий случай посмотреть по сторонам и перекреститься, а отправляясь в рейс, принюхайтесь к капитану.
Автор: Татьяна КОЛОМАСОВА, специально для «В», Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»