Это не просто труба

Как незнание законов не освобождает от ответственности, так и незнание ситуации не дает права на неприятие ее.Еще не завершена работа над проектом нефтепровода Ангарск – Приморский край (Хасанский район), а вал критики уже захлестывает средства массовой информации, формируя у населения негативное отношение к этому стратегическому объекту. Особый упор делается на предполагаемый вред, который будет нанесен природе во время строительства и дальнейшей эксплуатации нефтепровода. И основывается он, к сожалению, на полном незнании ни особенностей проекта, ни современных технологий.

18 июль 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1201 от 18 июль 2002

Как незнание законов не освобождает от ответственности, так и незнание ситуации не дает права на неприятие ее.Еще не завершена работа над проектом нефтепровода Ангарск – Приморский край (Хасанский район), а вал критики уже захлестывает средства массовой информации, формируя у населения негативное отношение к этому стратегическому объекту. Особый упор делается на предполагаемый вред, который будет нанесен природе во время строительства и дальнейшей эксплуатации нефтепровода. И основывается он, к сожалению, на полном незнании ни особенностей проекта, ни современных технологий.

Конечно, если считать, что нефтепровод – это нечто подобное магистральному водопроводу Штыково - Владивосток с вечными порывами и ободранной теплоизоляцией, то действительно, нас ждет экологическая катастрофа. Но дело в том, что нефтепровод – это не просто труба. Это серьезное инженерное сооружение, линейная часть которого имеет диаметр 1020-1200 мм и защищена трехслойным покрытием из экстудированного полиэтилена, нанесенным в заводских условиях. И на всем протяжении магистраль буквально утыкана датчиками и контрольно-измерительными приборами, следящими за ее состоянием.

Большая часть нефтепровода будет спрятана под землю. И только при пересечении оврагов, крутых склонов, участков, где возможны оползни, труба пройдет над поверхностью земли на опорах. Кстати, для Приморского края предусмотрен только подземный вариант. Через реки и ручьи нефтепровод будут прокладывать под дном методом наклонно-направленного бурения или рытья микротоннелей.

В самом начале работы над проектом рассматривалось восемь вариантов трассы, из которых были выбраны два – с конечными пунктами в заливе Владимира и бухте Перевозной. Перевозная оказалась экономичнее.

В Приморье нефтепровод пройдет по территории десяти районов. В каждом из них на предпроектном этапе работали комиссии по выбору трассы и площадок для сопутствующих сооружений. Трасса была выбрана согласно рекомендациям специалистов – экологов, лесопользователей, гидрологов, эпидемиологов и др. Она не проходит ни по одному заповеднику. А что до так называемых рекреационных зон, то нефтепровод будет проложен по их границам.

Это что касается технической стороны дела. А еще ведь есть социально-экономическая.

Дело в том, что для строительства нефтепровода на ближайшие три года потребуется более двух тысяч человек. То есть будет создано примерно столько новых рабочих мест. Для эксплуатации объектов, в том числе нового нефтепорта, будет необходимо еще около тысячи человек. Это, согласитесь, совсем неплохое решение вопроса занятости населения. Причем, стоит заметить, все это – государственные предприятия, обеспечивающие своих работников всеми социальными гарантиями.

Во-вторых. Даже при самых скромных подсчетах, учитывая объемы работ, в краевой и местный бюджеты будет поступать в виде налогов и отчислений более 66 млн. долларов в год. Деньги совсем нелишние.

В-третьих. При таком грандиозном строительстве неизбежно развитие инфраструктуры – строительство дорог, причалов, школ, медицинских учреждений и т. д.

И в-четвертых. Как это ни парадоксально может звучать для яростных защитников окружающей среды, нефтепровод с новым портом, напротив, улучшит ее состояние. Ведь обеспеченные работой, а значит, и средствами существования люди перестанут браконьерничать, выгребая последних трепангов из бухт и отстреливая тигров, чтобы за бесценок продать их китайцам.

* * *

Справка "В"

Компания «Транснефть», все 100 процентов акций которой принадлежит государству, является мировым лидером в области транспортировки нефти.

Ею построено и эксплуатируется более 48 тысяч километров магистральных нефтепроводов, которые проходят по 53 территориям Российской Федерации. Через них в 2001 году было экспортировано около 130 млн. тонн нефти.

«Транснефть» принимает к реализации только проекты, соответствующие мировым стандартам. В компании создано уникальное предприятие – центр технической диагностики, оснащенный современным оборудованием, которое позволяет обнаруживать дефекты трубопровода задолго до того, как они становятся опасными.

На предприятии также работает служба экологической безопасности и рационального природопользования, которая совместно с региональными природоохранными и экологическими общественными организациями контролирует эксплуатацию нефтепроводов.

Все объекты, построенные «Транснефтью» на Черном и Балтийском морях, получили высокую оценку международных экспертов и включены в число самых безопасных терминалов Европы.

Автор: Владимир СИМОНЕНОК, начальник отдела строительства нефтегазового комплекса комитета по ТЭК администрации Приморского края