Ломом по ВТО

Пока продолжаются споры о запрете экспорта черного металлолома из пяти крупнейших портов Дальнего Востока, этот запрет уже повлек за собой значительные изменения в экономике региона. Таможня сообщила о чувствительных потерях в виде недополученных пошлин, зато пошли в гору дела «Амурметалла», который добивался этого запрета и теперь стал почти монопольным потребителем лома в регионе.

17 июль 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1200 от 17 июль 2002

 Пока продолжаются споры о запрете экспорта черного металлолома из пяти крупнейших портов Дальнего Востока, этот запрет уже повлек за собой значительные изменения в экономике региона. Таможня сообщила о чувствительных потерях в виде недополученных пошлин, зато пошли в гору дела «Амурметалла», который добивался этого запрета и теперь стал почти монопольным потребителем лома в регионе.

Как указано в справке, предоставленной «В» в Дальневосточном таможенном управлении, по итогам первого месяца после запрета таможня потеряла 20 миллионов рублей в виде пошлин. Если в период с 19 апреля по 18 мая они составили 33,8 миллиона рублей, то с 19 мая, когда запретительный приказ вступил в силу, по 19 июня было собрано всего 13,8 миллиона рублей.

За этот же период упал на 60 процентов и объем вывоза лома черных металлов. Падение могло бы быть и больше, но экспортерам разрешили вывезти груды лома, скопившиеся в портах до вступления приказа в силу.

Запрет Государственного таможенного комитета на вывоз лома черных металлов коснулся портов Владивосток, Находка, Восточный, Ванино и Советская Гавань. Экспортеры утверждают, что оставшиеся маленькие и мелководные гавани смогут переработать лишь крохи от предыдущих объемов.

- Перенос портов – это, по сути, запретительная мера. Создание монопольного покупателя – это не рыночная экономика, - возмутился Евгений Пожитков, директор компании «Приморвторсырье», одной из крупнейших на рынке экспорта металлолома.

По данным ДВТУ, в прошлом году экспорт металлолома составил 956 000 тонн на сумму 67,6 миллиона долларов. Пожитков рассказал, что остающиеся открытыми для металлолома порты смогут в сумме переработать его всего около 100 000 тонн в год. Это такие порты, как Славянка, Зарубино и Посьет, которые еще надо оборудовать для такой работы.

Как следствие, годовой недобор таможенных пошлин может составить около 10 миллионов долларов, а это почти 7 процентов от всех денег, собранных таможней в прошлом году.

- Наши таможенные органы в принципе не заинтересованы в таком приказе. Мы на экспорте пополняем доходную часть нашего государственного бюджета, - сказала в интервью Елена Шушина, заместитель начальника отдела организации таможенного оформления и таможенного контроля ДВТУ. – Сразу по получении приказа мы начали звонить в Москву и бить тревогу.

Ограничение экспорта заставит подсчитывать потери не только таможню, но и министерство путей сообщения, Дальневосточное морское пароходство и порты. Некоторые порты чрезвычайно зависимы от экспорта черных металлов. Например, во Владивостокском морском рыбном порту треть перерабатываемых грузов – это лом. Общие годовые убытки, исходя из подсчетов Пожиткова, составят около 40 миллионов долларов.

Но есть и другая сторона медали.

«Амурметалл», завод в Комсомольске-на-Амуре, дающий сталь и нашей стране, и заграничным покупателям, в последние недели стал набирать обороты для выхода на полную мощность.

Виталий Полежаев, начальник отдела по заготовке металлолома, рассказал, что полной загрузки завод достигнет в июле. План заготовок увеличился с 32000 тонн в мае до 70000 в июле, и все графики соблюдаются.

Марина Цыганова, начальник отдела экономического анализа и статистики, сообщила, что в результате завод сработает с прибылью, получив в этом году 125 миллионов долларов выручки и заплатив 11 миллионов долларов налогов.

По ее словам, текущее оживление производства, в свою очередь, даст дополнительную работу транспортному сектору экономики. Это и железная дорога, по которой доставляются ингредиенты для выплавки стали, а сама сталь доставляется потребителям, и порт Ванино, отгружающий 85 процентов произведенной «Амурметаллом» стали за рубеж.

Успех пришел к «Амурметаллу» именно благодаря приказу ГТК. Ведь завод платит лишь 60 долларов за тонну черного металлолома, в то время как, по таможенным данным, экспортеры в прошлом году продавали его за рубеж в среднем по 71 доллару за тонну. При этом, по словам Полежаева, заводская цена поднялась до 60 долларов лишь в мае.

Естественно, в прошлом году и начале нынешнего заводу не хватало сырья, а нужно ему около 800 тысяч тонн – примерно 80 процентов от того, что раньше шло за рубеж. Тогда поддержанный губернатором Хабаровского края, на территории которого расположен завод, полпредом президента Константином Пуликовским завод добился вмешательства правительства России. Правительство дало поручение таможне ограничить экспорт.

Однако некоторые министры недовольны создавшимся положением. Министр торговли и экономического развития Герман Греф заявил, что резкое ограничение экспорта металлолома может повредить переговорам о вступлении России во Всемирную торговую организацию. Скорейшего присоединения к ВТО, между прочим, желает президент Владимир Путин.

В письме, попавшем в распоряжение «В», Греф призывает ГТК соблюсти баланс интересов между экспортерами и внутренними потребителями лома черных металлов и отменить запрет на некоторые порты.

- Иные действия с нашей стороны… создают значительные сложности в переговорах о присоединении Российской Федерации к ВТО, - написал министр.

Интересно, что такого же мнения придерживаются и таможенники, тем более что этот год объявлен в российской таможне годом создания условий для внешнеэкономической деятельности.

- Вступление в ВТО подразумевает либерализацию экономики, а не запретительные меры, - сказал Михаил Гуряшин, заместитель начальника службы организации таможенного контроля ДВТУ.

У проблемы еще есть иное измерение – межрегиональное. От введения таможенного запрета выигрывает Хабаровский край, а теряет Приморский. В этой связи губернатор Приморья Сергей Дарькин тоже обращался в правительство в поисках компромисса. Редакция располагает письмом, в котором Дарькин просит снова открыть для экспорта металлолома порты Владивосток и Находка.

По последней информации, полученной от Евгения Пожиткова, в правительстве рассматривают возможность расширить перечень портов для работы с вывозом металла.

Автор: Анатолий МЕДЕЦКИЙ, «Vladivostok News», специально для «В», Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»