Естественный отбор
В прошлом году, подводя итоги года, наша газета назвала проблемой-2001 приморский транспорт во всех его проявлениях. Самыми тяжелыми вопросами были будущее владивостокских трамваев и разработка глобальной транспортной схемы краевого центра. Но уже с началом 2002 года ситуация в городе по большей части стабилизировалась, зато с паромами, электричками, самолетами, автобусами накопилось проблем в крае.
В прошлом году, подводя итоги года, наша газета назвала проблемой-2001 приморский транспорт во всех его проявлениях. Самыми тяжелыми вопросами были будущее владивостокских трамваев и разработка глобальной транспортной схемы краевого центра. Но уже с началом 2002 года ситуация в городе по большей части стабилизировалась, зато с паромами, электричками, самолетами, автобусами накопилось проблем в крае.
Как и в других отраслях экономики, администрация Сергея Дарькина начала маневрировать транспортным рынком, исходя из своего видения ситуации. Одни успели назвать такую политику переделом, другие, как, например, руководитель департамента транспорта и связи АПК Игорь БЕЛЬЧУК, - насущным реформированием, веянием времени.
- Игорь Львович, сегодня все говорят о скорой передаче паромных линий краевого значения иным структурам. Как быть теперь единственному паромному оператору края – предприятию «Владморпасс»?
- К сожалению, в период приватизации «Владморпассу» были даны только операторские полномочия, так как флот де-факто принадлежит Владморторгпорту. То же самое относится и к причальным сооружениям, владивостокскому морвокзалу. Решение о разделении перевозок (городские линии – «Владморпассу», краевые – иным операторам) созрело еще два года назад, до этого отдельные руководители безуспешно пытались придать «Владморпассу» статус унитарного предприятия.
В итоге получилось так, что пассажирский флот годами не обновлялся, назрело много проблем. Поэтому намедни принято решение и при посредничестве АПК подписан трехсторонний договор о передаче краевых линий под крыло муниципальных властей Хасанского района. При этом в Славянке создается отдельное предприятие, которое будет заниматься перевозками пассажиров. В связи с тем, что регистрационные сроки эксплуатации двух крупных паромов закончились, новым операторам нами будут выделены деньги на ремонт. Одно судно отремонтируют в Славянском СРЗ, другое – в ВСРЗ. И вообще все финансовые ресурсы, предусмотренные на паромные перевозки, будут переданы районному бюджету и под контроль главе администрации Виктору Кривулину. Почему мы пошли на это? Всегда была опасность того, что коммерсанты используют рычаги давления на власть, демпингуют на рынке паромных перевозок, проводят вольную ценовую политику. А сейчас мы даже сможем сэкономить на дотациях.
- Но ведь в росписи бюджета на 2002 год не общая формулировка «расходы на краевые паромные линии», а конкретная – на предприятие «Владморпасс». Неужели с реформой нельзя было подождать до следующего бюджетного года?
- Это не имеет значения. Средства будут переводиться на счета другой компании. Главная проблема заключается в судах и экипажах. Видимо, главе Хасанской администрации придется договариваться с частью трудового коллектива «ВМП» о переходе на работу в Славянку. А паромы будут взяты в аренду с последующим выкупом – это губернатор согласовал с гендиректором «Владморторгпорта» Робкановым.
- В сентябре вы проведете тендер по линии междугородных автобусных перевозок. Это тоже связано с изъянами приватизации?..
- Да, нами уже сформирована тендерная комиссия, куда вошли представители антимонопольного комитета, Ространсинспекции, лицензионных структур, администрации края. Для чего мы это делаем? Проверки федеральных ведомств, ГИБДД показали, что на дорогах края пассажиров перевозит изрядное количество «левых» автобусников. Налоги они не платят, нигде не регистрируются. Поэтому в сентябре мы, надеюсь, отсеем от перевозок всякого рода «шаровиков» и подставные фирмы. Самый главный критерий отбора – легальность, безопасность пассажиров, оптимальное техническое состояние транспорта – «грязным сараям» на дорогах не место. Считаю, что логично было бы и во Владивостоке объявить подобный конкурс.
- Вот уже несколько месяцев длится «тарифный конфликт» между губернатором и руководством Дальневосточной железной дороги. Расскажите подробнее о сути коллизий.
- В бюджете края на дотации льготных категорий пассажиров железной дороги забито 62 миллиона рублей, к 1 июля проплачено 33 миллиона. В соответствии с правительственными документами в число льготников входят инвалиды, участники войн, чернобыльцы, жертвы репрессий и их семьи. Но многие структуры заинтересованы в расширении данного списка. В прошлом году в недрах правительства РФ появляется интересный документ «О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте» со следующими формулировками – «провести реструктуризацию задолженности предприятий федерального железнодорожного транспорта в бюджеты субъектов РФ и обеспечить полную компенсацию убытков от перевозок пассажиров на этом же транспорте». Документ этот носит рекомендательный характер. И неудивительно, потому как он не стыкуется ни с одним из законов.
Тем не менее Сергей Дарькин пошел навстречу ДВжд и позволил реструктуризацию задолженности сроком на шесть лет. Однако железнодорожники, не желающие ссориться с правительством, их непосредственным содержателем, потребовали от АПК еще и возмещения их собственных убытков (сумма колеблется в пределах 100 млн. рублей). Мы же спонсировать проезд в поездах чиновников, военных и служащих не намерены. Сейчас-то понимаем, как правильно поступил хабаровский губернатор Виктор Ишаев, в жесткой форме отказавшийся от реструктуризации долгов ДВжд. Больше к нему сейчас никто не пристает.
- Как развивается проект транскорейской железной дороги, которая вроде, по самым очевидным раскладкам, должна соединиться с Транссибом на приморской территории?
- Все решения по этому поводу будут приняты в конце текущего года. Лучший для нас вариант, связующий Корейский полуостров с Россией, - через мост дружбы на Хасане. Сами понимаете, что для нашей территории это был бы лучший вариант с налогами для консолидированного бюджета и рабочими местами для приморцев. Но пока что не отпадают и две другие транспортные схемы «Корея - Россия», Приморью невыгодные, через КНР и Читинскую область и через Монголию и Казахстан. Ставки очень высоки, ведь в любом случае корейские грузы могут принести России ежегодный доход в сумме $1,5 млрд.
- Администрация края в последний год активно взялась за контроль пограничных переходов. И даже в обязанности вашего департамента помимо транспорта ввели «управление международных сообщений, приграничную инфраструктуру»…
- У нас в департаменте под это дело сбит целый отдел. По решению Совета безопасности РФ была сформирована межведомственная комиссия под председательством полпреда Константина Пуликовского, и сегодня нам дано указание контролировать 18 сухопутных, авиационных, морских и автомобильных погранпереходов. К слову, данная комиссия обследовала все пункты пропуска и нашла, что все они плохо обустроены. Сейчас мы готовим долгосрочную программу, рассчитанную на три-четыре года, по обустройству и модернизации погранпереходов. Первым делом взялись за международный автомобильный «коридор» в поселке Пограничном. Запланировали строительство современного грузового терминала, ведь там самое крупное в Приморье прохождение автотранспорта. Проводим ревизию и в Краскино – краевая администрация крайне заинтересована в росте грузопотока из провинции Цзилинь. Помимо всего этого мы вплотную занимаемся морским пунктом пропуска «Владивосток», который сейчас не работает. Опять же, если разобраться, из-за неудачной приватизации транспортных объектов края. Морвокзал, где находится пост, принадлежит ВМТП, необходимых для работы пограничников и таможни помещений нет. Потери от простоя огромные. Скажем, ежегодно во Владивосток заходили несколько крупных иностранных пассажирских лайнеров с тысячами туристов на борту – пока что им вход заказан. Надеюсь, что к форуму АТЭС совместными усилиями проблему решим.
- С границей также связаны глобальные проекты краевой администрации – транзитные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2»…
- Эти проекты призваны привлечь к перевалке в приморских морских портах часть грузов северных провинций Китая. Сейчас мы просчитываем, как сделать так, чтобы наши ближайшие иностранные соседи переправляли свою продукцию не через южные порты Китая, а через те же Посьет, Владивосток, Восточный. Разумеется, мы должны взять быстротой доставки груза от границы до порта, более приемлемыми, «сквозными» тарифами. «Приморье-1» - это грузы из Хэйлунцзяна, «Приморье-2» - из провинции Цзилинь. Перевалкой китайских грузов Приморский край может заработать огромные деньги.
Автор: Беседу вел Александр СЫРЦОВ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»