Сергей Рудица: «Не на глаз, а по-хозяйски!»
В Приморском крае что ни глава администрации – то фигура колоритная. Хватает бывших партийных функционеров, шустро впитавших демократические ценности, немало и тех, кто не преминет назвать себя ярым хозяйственником или матерым рыночником. В этой связи сегодняшний уссурийский лидер Сергей Рудица остается темной лошадкой - особых ярлыков к нему не приклеишь. С прессой глава администрации общается нечасто. В то же время необычному мэру все больше доверяют как на краевом, так и на федеральном уровне: недавно его избрали в президиум Конгресса муниципальных образований России, а полпред Константин Пуликовский постоянно привлекает Рудицу для работы в своих комиссиях.
В Приморском крае что ни глава администрации – то фигура колоритная. Хватает бывших партийных функционеров, шустро впитавших демократические ценности, немало и тех, кто не преминет назвать себя ярым хозяйственником или матерым рыночником. В этой связи сегодняшний уссурийский лидер Сергей Рудица остается темной лошадкой - особых ярлыков к нему не приклеишь. С прессой глава администрации общается нечасто. В то же время необычному мэру все больше доверяют как на краевом, так и на федеральном уровне: недавно его избрали в президиум Конгресса муниципальных образований России, а полпред Константин Пуликовский постоянно привлекает Рудицу для работы в своих комиссиях.
«ЖКХ – НАШЕ БОЛЬНОЕ МЕСТО…»
- Сергей Поликарпович, вот уже почти полтора года вы являетесь первым лицом одного из ключевых районов Приморья. В отличие от других уголков края у Уссурийска сегодня нет ореола одиозности. Да и о вас как о главе во Владивостоке слышно мало…
- А разве можно говорить на всех перекрестках, как мы хорошо наводим порядок, убираем снег, если человек выходит из подъезда и спотыкается? Людям нужно говорить правду в глаза. Не бояться признавать недостатки. Ну а если сделано что-то хорошее – так и нужно сказать. У нас давно принято говорить, что Уссурийск самый чистый, самый красивый – хорошо бы, если бы об этом говорили сами уссурийцы, а не представители власти.
- Но раз уж мы говорим с вами, все-таки обозначьте промежуточные итоги, которых достиг Уссурийск за это время. Если не хотите хвалиться, то расскажите о самом болезненном звене – коммуналке.
- Сегодня население платит у нас 80 проц. от стоимости ЖКУ при федеральном стандарте 90, но фактически еще меньше. Вот мы спланировали с 1 января платить 80 проц., прошло буквально два-три месяца, пошел рост цен на ГСМ – как это можно предусмотреть? Повышать уровень оплаты – нужно пройти экономическую экспертизу, обосновать тариф. А за это время цены опять уйдут вперед.
При всем при том мы провели реорганизацию водоканала и ЖКХ, то есть объединили все предприятия в один трест. Это уже позволило сэкономить около миллиона рублей в месяц. В то же время нужно признать, что многие уссурийские дома, подъезды, дворы находятся в катастрофическом состоянии, в некоторых микрорайонах ремонт не делался с 80-х годов, и мы должны в ближайшем будущем устранить эти упущения.
ЭКОНОМИЯ ПО-УССУРИЙСКИ
- Всем «муниципалам» сегодня рекомендуют быть экономичными, за счет собственной смекалки улучшать уровень жизни людей. Вот местный пример: у вас в Уссурийске действует система, при которой ряд пенсионеров платят за квартиру, ЖКУ и т. д. всего 50 рублей с человека. Поделитесь опытом – как это удается?
- Приведу один пример. В прошлом году мы заасфальтировали почти 100 тыс. квадратных метров дороги. Потратили на это ровно столько же денег, сколько и в позапрошлом году, хотя тогда асфальта было положено в два раза меньше. Отныне мы сами заготавливаем пескогравий, закупаем битум, гудрон. Часть работ выполняется на общественных началах. В отличие от прошлых времен напрямую работаем с поставщиком. К тому же делаем упор на качество. Вот вам и экономия. По такой же схеме подходим к ремонту кровель.
- Как удается вам, чиновнику высокого полета, вникать в эти технические детали?
- Так я же все эти ступени прошел. В строительном тресте занимался именно ремонтом жилья и дорогами. После этого на возведении картонного комбината ведал вопросами снабжения и комплектации, занимался коммерцией, так что все эти ходы знаю.
- С этим ясно. А вот помогает ли ваш опыт взаимодействовать с крупными предприятиями Уссурийска, ведь некоторые из них находятся в тяжелом экономическом кризисе? Например, взять проблемы «Приморского сахара»…
- Там ситуация очень сложная, но, не буду скрывать, решаемая. Чтобы купить квоты и получить тростник, «Сахару» требуется 10 миллионов долларов оборотных средств. До последнего момента предприятие работало по системе толлинга, то есть перерабатывали чужое сырье, попадая в определенную зависимость от пришлых структур. Я по этому поводу не раз встречался с губернатором, но тут много подводных камней, которыми должны заниматься на правительственном уровне. Это касается не только «Сахара». Ряд других наших промгигантов в неравной борьбе вынуждены существовать в условиях демпинга, нечистоплотных рыночных методов, организованных реальными и подставными фирмами из других регионов страны и мира, что отрицательно отражается на общих социально-экономических показателях муниципального образования.
- Уссурийский район – еще и агропромышленный...
- Развивая сельское хозяйство, мы стараемся внедрять новые технологии, избавляться от русского «авось». Вот позаимствовали у китайцев методику кормления свиней сухим кормом. В Китае за три месяца получают 90 килограммов живого веса, привес в день составляет 750-950 граммов (для сравнения: у нас за 500 медаль дают, а фактически поросята прибавляют граммов по 150).
Надеемся снизить себестоимость свинины с 120 рублей за килограмм до 50. Тут нужно учитывать специфику региона: зерно лучше везти с Алтая – оно там дешевле, а в Приморье выгоднее выращивать кукурузу и сою.
Когда в декабре 2000 года местная дума избрала Сергея Рудицу неожиданно для него самого мэром, на это «свято место» никто особенно не стремился. Сергей Поликарпович и сегодня не слишком держится за свое кресло, однако полтора года занимал его не зря.
По итогам первого квартала 2002 года выпуск товарной промпродукции вырос на 10,4 проц. по сравнению с первым кварталом 2001-го. Объем платных услуг населению вырос на 51,7 проц. Почти на 35 проц. уменьшилась задолженность по заработной плате. Эта позитивная тенденция четко прослеживалась уже в прошлом, 2001 году: по сравнению с 2000-м уверенно росли все основные показатели социально-экономической непотопляемости района.
РЫЧАГИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МАШИНЫ
- Сергей Поликарпович, о вас иногда говорят как о жестком, даже авторитарном руководителе…
- Я ставлю вопрос так: вот человек решил заняться торговлей, построить магазин – пожалуйста. Но тут уже была благоустроенная территория: водопровод, канализация, асфальт – так пусть новый хозяин теперь занимается поддержанием этой территории на должном уровне. Или, например, создается предприятие, которое мы по замыслу его учредителей еще и должны из бюджета подкармливать. Нет уж! Оно необходимо городу для того, чтобы приносить свою долю налогов, помогать содержать тех же учителей и врачей. Нахлебники нам не нужны.
- А вы не чувствуете себя марионеточным лицом, целиком зависящим от назначившей вас мэром думы?
- И на всеобщих выборах бывает так, что человека приводит к власти группа, от которой он потом зависит. А в нынешней Уссурийской думе очень толковые руководители – Емец, Колмаков, Полищук, Путилов, Сидоренко. Плюс четыре директора школы, два врача. Люди они умудренные опытом. Тут с кондачка ничего не проходит.
Вообще я считаю, что в отличие от выборных губернаторов глав муниципальных образований нужно назначать. В муниципалитете меньше политики, а больше пахоты. Мэр должен прочувствовать невзгоды населения на собственных плечах.
- Согласны с тем, что политика – это грязное дело?
- Полностью. Я пришел в политику с производства и сразу же услышал столько плохого в свой адрес, сколько не слышал за все 35 лет трудового стажа.
Рудицу не упрекнешь в фаворитизме и кумовстве. Заступив на ответственный пост, он не стал, как это обычно бывает, приглашать в замы лучших друзей, а сделал ставку на людей полезных и опытных, необязательно разделяющих его мировоззрение. Уссурийского главу считают ярым противником чиновничьей твердолобости. В то же время сам Рудица производит впечатление слегка грубоватого трудяги. И это, кажется, лишь оттого, что он никогда не заботится об имидже, полностью погружаясь в хозяйственные проблемы.
НАСТУПЯТ ВРЕМЕНА ПОЧИЩЕ?
- Уместно задать вопрос о перспективах города и района. Ведь у Уссурийска «узловое» положение на карте Приморья, и его будущее – будущее всего края.
- У нас уникальный город в том смысле, что именно здесь заложена пищевая и легкая промышленность Приморья. Сахарный комбинат, масложиркомбинат, фабрика «Работница» - все это находится здесь. А взять комбайноремонтный завод, локомотиворемонтный, целую сеть железнодорожных предприятий. Плюс сельское хозяйство – сегодня мы его начинаем возрождать, ощущается и поддержка краевой администрации. Деревню надо обновлять и жильем, и специалистами. Мы потеряли, по сути, 10 лет и еще 15 будем пожинать итоги этого пустого десятилетия.
Государственная политика все-таки должна стимулировать наше производство. Но сегодня в Приморье экономика работает на 20-30 процентов загруженности мощностей. Отчасти это происходит из-за неправильного распределения налоговых поступлений: сегодня из собранных нами сумм в муниципалитете остается всего 30 процентов. Поэтому мы и считаемся дотационным районом.
- Говорят, вы лично, без посредников, высаживаете сосновые рощи, закупаете дорожные ремиксеры и диковинные урны, привозите из Хабаровска свиноматок. Мы также наслышаны и о ваших планах переустройства центра Уссурийска…
- У нас имеется проект переустройства старого центра. Конечно, первозданный вид мы ему придавать не собираемся, так как в стародавние времена там было грязи по колено, но сделать из исторического района конфетку вполне по силам. Первым делом положим ливневки, облагородим сквер, выложим плитку и брусчатку. Нужно сделать не на глаз, а по-хозяйски. Если в этом году денег не хватит, то до середины 2003 года точно уложимся - память о себе все равно оставлю.
В конце 90-х годов в недрах уссурийской администрации родилась концепция «Уссурийск-XXI век», согласно которой было спроектировано два варианта местной «уолл-стрит» и глобального переустройства городской черты в двух районах города. Власть поменялась, но никто не стал разбрасываться благими идеями городских архитекторов. Сергей Рудица лишь вывел эти замыслы на новый уровень, сопоставимый с реальными возможностями. Ревизия ждет и несколько «торгашеский» профиль Уссурийска. Занятые тюфяками и баулами стадионы будут высвобождаться под спортивные секции. Особое внимание в ближайших планах муниципалитета уделено и борьбе с наркоманией.
…Сергей Рудица – настоящий мужик: крупный, основательный, слова зря не скажет, сначала десять раз взвесит. Мы ему о стратегии управления государством, а он нам – о себестоимости тонны асфальта, о кормлении поросят, о ливневках...… А может, их нам и не хватает – простых толковых мужиков, пришедших из колхозов, с автобаз или прямо от станка к управлению сначала предприятием, потом – городом, а дальше...… Для человека масштаба Рудицы, просчитывающего все наперед, держащего в уме невероятное количество цифр, нынешняя должность – не самоцель.
Уссурийск - Владивосток
Автор: Александр СЫРЦОВ, Василий АВЧЕНКО, Юрий Мальцев (фото), «Владивосток»