Шахматы: не отдавать качества!
В последнее время в шахматной жизни Приморья произошли два события, которые почему-то не стали достоянием широкой общественности. Первое: сборная края вернулась из Екатеринбурга “на щите”. Заняв 12-е место из 16, приморцы не смогли удержаться в высшей лиге чемпионата России. Состав команды на нынешний день был сильнейшим: два гроссмейстера и четыре международных мастера. Старшие по званию (Цешковский и Бурмакин. – Прим. ред.) были приглашены для усиления, что разрешено положением о проведении таких соревнований. Тем не менее теперь придется начинать все сначала, то есть с полуфинала первой лиги и так далее.
В последнее время в шахматной жизни Приморья произошли два события, которые почему-то не стали достоянием широкой общественности.
Первое: сборная края вернулась из Екатеринбурга “на щите”. Заняв 12-е место из 16, приморцы не смогли удержаться в высшей лиге чемпионата России.
Состав команды на нынешний день был сильнейшим: два гроссмейстера и четыре международных мастера. Старшие по званию (Цешковский и Бурмакин. – Прим. ред.) были приглашены для усиления, что разрешено положением о проведении таких соревнований. Тем не менее теперь придется начинать все сначала, то есть с полуфинала первой лиги и так далее.
Я не ставлю перед собой задачу анализировать игру нашей сборной в чемпионате, но хотелось бы послушать самих участников о том, что необходимо сделать для более успешных выступлений в российских турнирах. Тем более что все международные мастера – жители Владивостока. И послушать их на пленуме краевой шахматной федерации, где наметить пути выхода из создавшейся ситуации. К сожалению, пленумы у нас давненько не проводились, и это сказывается на результатах.
Второе событие. В молодежном центре ДВГТУ прошли два лично-командных первенства края - среди юных шахматистов в возрасте соответственно 12 и 14 лет.
В первом было 42 участника, во втором – 41. В их числе – два кандидата в мастера и 20 перворазрядников. Так что смотр резервов оказался достаточно представительным. Самое же интересное в другом.
Из четырех чемпионов – двух мальчиков и двух девочек только один – владивостокский. Для нас, тренеров, это серьезный сигнал. Значит, на периферии лучше обстоят дела. И вообще, из 12 призеров только четыре - владивостокские. Остальные – из Преображения, Уссурийска, Находки, Артема.
В чем причина? На мой взгляд, каждый из нас варится в своем котле даже тогда, когда можно решать совместно те или иные задачи.
Например, в марте нынешнего года большой энтузиаст шахмат из Преображения Сергей Мелешко предложил перед поездкой ребят на первенство России провести учебно-тренировочный сбор в их поселке. Для этого там есть все условия, занятия ведет отличный тренер – международный мастер Николай Корнюшин. Но на это предложение ответ не был получен.
Во Владивостокском центре детского творчества, где я работаю, ежемесячно перед юными шахматистами 2-го разряда и выше выступают с лекциями наши сильнейшие мастера. К великому огорчению, многие ребята не бывают на таких лекциях. И если доктор технических наук директор одного из институтов ДВГТУ международный мастер Валерий Петухов находит время подготовиться и выступить с лекцией, то кое-кто из кандидатов в мастера и перворазрядников не соизволит даже прийти и послушать. А ведь надо уважать труд мастеров.
К сожалению, из-за занятости в выборной кампании не смог уделить должного внимания детским турнирам председатель краевой федерации шахмат Вячеслав Цинцадзе, а ведь в молодежном центре находились практически все ведущие детские тренеры и можно было провести обмен мнениями.
И еще об одном недостатке, который, на мой взгляд, оказывает существенное влияние на развитие шахмат в Приморье.
Нет плана проведения соревнований. Все больше места отводится соревнованиям по “быстрым” шахматам и меньше – с классическим контролем, что также не способствует повышению мастерства.
Все это, вместе взятое, и не дает, на мой взгляд, возможности приморским шахматистам занять подобающее место в России.
Автор: Роберт КЛОЧКО, мастер ФИДЕ, руководитель шахматного кружка Владивостокского центра детского творчества