Александр Линецкий как идейный поводырь

Бывший до 1 июля с. г. первым вице-губернатором Приморья Александр Линецкий выглядел весьма примечательной личностью на общем фоне команды Сергея Дарькина, состоящей в основном из «новорусских» предпринимателей средней руки.

2 июль 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1191 от 2 июль 2002

Бывший до 1 июля с. г. первым вице-губернатором Приморья Александр Линецкий выглядел весьма примечательной личностью на общем фоне команды Сергея Дарькина, состоящей в основном из «новорусских» предпринимателей средней руки.

Выходец из научной среды ДВО РАН, Александр Иосифович в советское время не чужд был интеллигентских увлечений, участвовал в деятельности имевшего диссидентскую славу самодеятельного театра Академгородка. Режиссура пьес некогда опальной Людмилы Петрушевской и в целом более широкая, чем у типичного чиновника, образованность выделяли его из «белодомовского» окружения. Линецкому не было нужды брать уроки речи, как это делал свежеизбранный губернатор во время «ста дней тишины» после победы Дарькина на выборах 17 июня прошлого года. Александр Линецкий в качестве вице-президента «Ролиза» руководил предвыборной губернаторской кампанией, а после победы закономерно обосновался в «Белом доме» для пожинания лавров вместе с отличившимися на выборах консультантами московской фирмы «Имидж-контакт». Отвечая в администрации края за идеологию, Александр Иосифович в последнее перед отставкой время расширял сферу компетенции за счет социальных программ «Белого дома», председательствуя на презентациях различных благотворительных и образовательных акций.

В силу своих талантов именно Линецкому пришлось компенсировать некую пустоту, создавшуюся в краевых средствах массовой информации вокруг дарькинской команды: «сто дней тишины» чересчур затянулись. Получилось это у него, пожалуй, не совсем ловко: сделанное в феврале заявление о «канализационном» уровне местной журналистики вызвало единодушное негодование оскорбленных в лучших чувствах профессионалов пера и микрофона и лишь усугубило информационный вакуум и негативный подход к освещению амбициозных деяний новой администрации. Отрабатывая задний ход, Линецкий проявил большую активность в работе со СМИ: он не отказывал в интервью, как другие дарькинцы, и являлся частым гостем теле- и радиопрограмм, превратившись практически в спикера «Белого дома». Наиболее известной и самой провальной акцией идеологического сектора краевой администрации стало агитационное обеспечение выборов 9 июня. Над соцопросом «Владивосток + Артем = столица ДВ», ставшим лебединой песней Линецкого, потешался весь Дальний Восток. Предлагаемое вниманию читателей «В» интервью с Александром Линецким - последнее для него в роли первого вице-губернатора, оно посвящено идеологическим и где-то даже философским аспектам деятельности приморского руководства.

«Дарькин - член КПСС»

- Александр Иосифович, сторонний наблюдатель может заметить наличие у краевой власти проблем репрезентации: с точки зрения команды Дарькина, в социально-экономической ситуации Приморья происходят сугубо позитивные перемены, но с точки зрения общественного сознания они заметны в меньшей степени. Очевиден недостаток открытости, публичности, и этот разрыв компенсируется довольно необычными средствами. Например, участие губернатора и его ближайших сподвижников в первомайском митинге: коммунисты принимали антиправительственные резолюции против антинародного режима, а стоящий среди участников Сергей Дарькин де-факто поддерживал высказываемую позицию… Чья это была идея, не ваша ли?

- И я, и губернатор уже высказывались по этому поводу, в этом событии не было ничего крамольного, не надо только нагнетать. Это была сознательная, целенаправленная акция, идея которой принадлежала самому губернатору. Я тоже к ней присоединился с удовольствием: в свое время я не вступил в партию, но был секретарем комсомольской организации института. Сергея Михайловича все почему-то пытаются обвинить в политической неблагонадежности. То он в СПС вступил, то в партию коммунистов и поэтому якобы политически неблагонадежен. Началось все с СПС, с провокации Немцова (лидер Союза правых сил в ходе своего визита в Приморье публично и без предупреждения вручил Дарькину членский билет СПС, и тот не смог найти повода отказаться. - Прим. авт.). Оставим это на совести Немцова. Теперь по коммунистам: во-первых, Сергей Михайлович Дарькин является членом КПСС, он до сих пор хранит членский билет и не отказывается от членства. Это был определенный этап в биографии, и губернатор от него не отказывается.

- То есть участие в первомайском митинге было данью ностальгии?

- В определенном смысле это ностальгия. Мы получили официальное приглашение от приморского отделения Народно-патриотического союза. Дарькин принял приглашение и пригласил также всех близких людей, от администрации там было человек двадцать. И это понятно, почему: коммунистический электорат – это наши люди. Почему мы должны относиться с презрением, предубеждением, обвинять их в чем-то? Это их выбор, их позиция и ментальность. Таких людей сейчас 20 процентов, это сотни тысяч, почему мы должны их вычеркивать из списка, пренебрегать их идеалами, к которым относимся с уважением? Мы приняли приглашение, пришли на их митинг, но из этого никоим образом не следует нелояльность правительству и президенту. Мы государственные чиновники, мы внимательно изучили президентское послание и согласны по абсолютному большинству пунктов. Есть малозначительные поправки по некоторым позициям, которые нам трудно понять. Но сказать, что мы нелояльны и не поддерживаем президентского курса – это спекуляция.

Даешь оздоровление сознания!

- Следующий вопрос – о ваших, похоже, личных идеях, высказанных в одном из интервью. Вы говорили о «больном сознании владивостокского электората» и о программе «оздоровления общественного сознания». Что это за программа и считаете ли вы, что власть за ограниченный промежуток времени способна изменить общественное сознание?

- Безусловно. Вы журналист и знаете, что существуют реальность и виртуальная реальность, которая формируется прессой, и очень часто они расходятся. Средства массовой информации – это канал воздействия на общественное сознание, канал для его корректировки. Показываем одну реальность – сознание выстраивается в одну сторону, показываем иную – сознание также меняется. Что было в СМИ раньше, до нас? Информационные войны, разлад, раздор. Столкновение краевой и муниципальной власти, вынос Черепкова из мэрии – это запредельные на самом деле вещи. И сознание населения выстроилось в эту сторону, ненормальную. Это и есть причина болезни – не людей, они могут быть вполне нормальными, но общественного сознания. Три тысячи человек во Владивостоке, по данным опросов, до сих пор считают Черепкова мессией, уверены в его непогрешимости… А если вы узнаете что-то неприглядное о Викторе Ивановиче? Они отвечают: это будет ложь. Люди зомбированы еще тем давним имиджем харизматического лидера. И это явная деформация. Отсюда меры по оздоровлению сознания. Прежде всего прекратить информационные войны. Нужно давать нормальный позитив. Критиковать администрацию по экономическим и хозяйственным вопросам, но не в духе войны, а в духе конструктивного сотрудничества. Надо научиться мирно сосуществовать внутри себя, потому что у всех нас одна задача: повышение уровня жизни населения. Можно спорить о путях и методах, но цель-то одна. Это раз. Второе: нужно обращать внимание на позитивные вещи, на то, что солнышко светит, что можно посидеть в парке у фонтана, что голуби летают и так далее. Нужно дать развернуться базовым человеческим ценностям. В ходе политической войны базовые ценности перестают существовать. Какие ценности, если милиция приходит и силовым порядком выбрасывает законно избранного мэра из кабинета? А что с обычным человеком могут сделать? Но теперь мы должны вернуть человека к извечным ценностям, напомнить, что есть природа, есть нормальные отношения между людьми, взаимоуважение, любовь к детям, к родителям...… Мы не живем по законам американских боевиков, у нас другой менталитет. Многое деформировано, особенно в краевом центре, но давайте вернемся к нормальным ценностям, в нормальную неискаженную жизнь, проявляя уважительное отношение к людям. И постепенно сознание оздоровится.

Личным примером

- Простите, я не уловил этого перехода от болезни к выздоровлению… Мы говорим: давайте жить дружно, и все начинают жить дружно?

- Это сознание людей, и нельзя изменить его декретом, приказом, административным постановлением. А чем можно изменить? Только одним – личным примером и созданием определенной атмосферы. Что считает губернатор важным и допустимым, за что губернатор и его команда готовы бороться и от чего отказаться? Нужен идейный поводырь. Чтобы оздоровить сознание, нужны идейные образцы, нужен образ жизни, который покажется привлекательным. Тогда люди скажут: что же это мы живем, как дикари в пещерах, давайте жить по-человечески!

- И кто персонально должен стать этим прототипом?

- Этим прототипом должна стать вся система отношений, которую сейчас выстраивает новая администрация. Обратите внимание, мы разве кого-то обижаем, пинаем, оскорбляем? Разве мы наезжаем, извините за жаргонизм, на депутатов законодательного собрания или мэров муниципальных образований? Мы подчеркнуто уважительно строим свои отношения. Дальше: мы постоянно собираемся делать в городе такие вещи, как конкурс детского рисунка, воссоздание пешеходной улицы...… Должны создаваться такие очаги здорового настроения, радостного восприятия жизни. Это не политика, это идеология. Вот, например, академик Сахаров – он не был политиком, он был идейным поводырем, одной из знаковых фигур, на которые люди ориентировались. А здесь не будет одной фигуры, не надо нам одного поводыря, вся система отношений будет идейным образцом. Но это очень трудная задача, гораздо легче поднять среднюю зарплату до 6 тысяч рублей, поверьте мне.

- То есть, как в конфуцианстве, государь создает образцы нравственности для народа?

- Речь не о том, что Сергей Михайлович Дарькин будет идейным ориентиром, а о том, что он будет проводить нравственную политику. Сам Дарькин и все его окружение. Есть понятия морали, есть определенные понятия нравственности, и мы в своей деятельности стараемся руководствоваться этими понятиями. Насколько нам это удается. Но такая мысль у нас есть.

- Александр Иосифович, не кажется ли вам, что существует изначальный конфликт в узкой одномерности команды управленцев, вышедшей из предпринимательской среды системы «Ролиза»: деньги, как известно, любят тишину, а политическая деятельность публична по своей природе...

- Мы осознаем это противоречие, о чем свидетельствует происходящая кадровая перегруппировка. На место бизнесменов, которые пытались руководить краем как предприятием, приходят профессиональные чиновники. И еще один источник пополнения кадров: закончило свою деятельность законодательное собрание второго созыва. Конечно, их нужно трудоустраивать. У них есть опыт работы во властных структурах, у них есть определенные связи и понимание. Наверняка многие из них найдут работу в высших эшелонах краевой администрации. А бизнесмены будут освобождать им место, это нормально, я не вижу в этом ничего трагического.

Вместо эпилога. Очевидно, нет ничего трагического в том, что бизнесмен Линецкий со своими идеями вернулся в «реальный сектор экономики». Еще полбеды, если он вновь применит свои дарования для расширения империи «Ролиза» (назад, к «разбитому корыту», возвращают Линецкого наиболее недоброжелательные слухмейкеры, считающие, что к форуму АТЭС Дарькин вроде бы уйдет в отставку, поэтому пора готовить возвращение на исходные позиции). Другой слух относительно трудоустройства Александра Иосифовича связан с государственным предприятием «Дальпресс», он косвенно подтверждается поездкой Линецкого в Москву вместе с Сергеем Дарькиным сразу после объявления в прошлый понедельник об отставке первого вице-губернатора. К тому же именно здесь у прекраснодушного идеолога появятся реальные рычаги для обеспечения «позитивности» в освещении деяний дарькинской команды независимыми печатными изданиями. Наконец, третью версию о дальнейшем предназначении «белодомовского мечтателя» продвигает то ли в шутку, то ли всерьез сам губернатор. Он минимум трижды говорил, посмеиваясь, при общении с прессой, что «Линецкий готовится к выборам». Последний раз – в контексте лелеемых краевой администрацией выборов главы объединенного муниципального образования Владивостока и Артема. То есть мэра той самой столицы ДВ. Хорошо смеется тот, кто смеется последним?

Автор: Александр КАРТАШОВ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»