Есть у судей свой совет
Пусть и не так решительно, как мечтается обывателю, но правовая реформа в России идет. Наисвежайшее тому доказательство – новый Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), который вступил в силу буквально вчера, 1 июля. Почти незамеченным оказался другой факт: создание органов единого судейского сообщества. Тем не менее для юристов это стало знаковым событием. О переменах беседа корреспондента «В» с председателем совета судей Приморского края, заместителем председателя краевого суда Александром Хижинским.
Пусть и не так решительно, как мечтается обывателю, но правовая реформа в России идет. Наисвежайшее тому доказательство – новый Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), который вступил в силу буквально вчера, 1 июля. Почти незамеченным оказался другой факт: создание органов единого судейского сообщества. Тем не менее для юристов это стало знаковым событием. О переменах беседа корреспондента «В» с председателем совета судей Приморского края, заместителем председателя краевого суда Александром Хижинским.
- Александр Алексеевич, поздравляю вас с избранием на пост председателя совета! Кстати, почему именно вы?
- Спасибо, конечно, за поздравление...… Для меня это дополнительные заботы и ответственность, учитывая, какие нагрузки приходится нести здесь, в краевом суде. Но мы, судьи, законопослушные люди, и когда 19 марта этого года вышел федеральный закон «Об органах судейского сообщества», то стали его исполнять. 14 июня во Владивостоке состоялась учредительная конференция, в которой приняли участие делегаты ото всех судов, действующих в Приморье: федеральных, краевого, арбитражного, гарнизонного и флотского – всего 112 человек. Не было только представителей мировых судов, поскольку их пока у нас нет. Мы впервые собрались в таком составе, чтобы создать общие для всех органы: совет судей и квалификационную коллегию. Раньше-то существовали автономно. Конференция избрала в совет 10 человек: по двое от краевого и арбитражного судов, пятеро – от городских и районных и один – от военных. А потом уже члены совета выбрали меня своим председателем.
- Против никто не голосовал?
- Нет. А вот председателя квалификационной коллегии избрать, к сожалению, не удалось…...
- Это почему?
- Коллегия сформирована в неполном составе. Кроме судей по новому закону в нее должны входить семь членов от юридической общественности плюс представитель президента России. Таковых пока нет. Особое беспокойство вызывает ситуация с представителями общественности. Дело в том, что их вправе делегировать в коллегию только наше краевое законодательное собрание – на основании краевого же закона. Увы, когда это будет, неизвестно. Сейчас мы готовим обращение в ЗС с просьбой принять такой нормативный акт в первоочередном порядке.
- Получается, судебная система края работает без важного звена?
- Не так. Свои полномочия продолжает исполнять «старая» квалификационная коллегия под председательством Николая Петровича Титова.
- Вернемся к совету судей. Насколько я знаю, 25 июня у вас прошло первое рабочее заседание. О чем шла речь, если не секрет?
- Первым делом мы решили проанализировать финансовое состояние всех судов, понимая, что от этого зависит не только обеспечение судебной деятельности, но и решение многих социальных вопросов.
- И какие предварительные выводы? Средств недостаточно?
- Сказать, что недостаточно, нельзя. Но и сказать, что в полной мере достаточно, я тоже не могу.
- Кому богаче, лучше живется: судам общей юрисдикции, арбитражному или же военным?
- Все мы находимся в равных условиях. Перекосов нет.
- У судей, как известно, нет своего профсоюза. Можно сказать, что ваш совет возьмет на себя его функции?
- В какой-то мере да. Мы безусловно будем защищать своих коллег, их права и законные интересы! Кроме того, в круг наших задач входит: а) содействие совершенствованию судебной системы, б) участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности, в) утверждение авторитета судебной власти. Будем мы рассматривать и жалобы. К примеру, какой-то судья заволокитил дело или вовсе оставил его без рассмотрения. А другой, предположим, кричит на людей, проявляет чванство, нарушая кодекс судебной этики. Но при этом мы не собираемся входить в обсуждение конкретных дел, решать, законно или нет судебное решение.
- То есть с кассациями и протестами к вам обращаться не стоит?
- Разумеется, нет. Наш совет – не кассационная инстанция и не надзорная. Мы смотрим на моральную сторону проблемы.
- Интересно, как вы планируете разбираться с судьями-нарушителями?
- Будем с ними беседовать, воспитывать. Если не поможет, придется обращаться к председателю краевого суда с соответствующим представлением, дабы в отношении судьи квалификационная коллегия применила меры дисциплинарного воздействия. Но хочу заметить, что поводы для таких разбирательств крайне редки.
- На ваш взгляд, Александр Алексеевич, судебная система Приморского края в целом здорова или нуждается в каком-то лечении?
- Я глубоко убежден – она соответствует требованиям Конституции и федерального законодательства. Претензий к нам нет ни со стороны Верховного и Высшего арбитражного судов, ни от президентской администрации.
- А со стороны местных властей?
- У нас нормальные, деловые отношения. Если, к примеру, депутаты принимают «неправильный» закон, мы на это реагируем, отменяем. Они тоже реагируют. Соглашаясь или обжалуя в вышестоящий суд. Все нормально.
- По судьбе краевого закона о мировых судьях этого не скажешь…
- Мировые суды – наша боль! Три года дума волокитила закон, и только два месяца назад он был принят. Да и то в каком виде! Депутаты определили, что закон вступает в силу с 1 января 2003 года, тем самым лишив нас возможности решать многие другие вопросы: по кадрам, помещениям и т.д. И только совсем недавно были внесены нужные поправки: теперь закон действует с момента принятия, но в части финансирования мировых судов – дата прежняя: 1 января следующего года. Ну, это хоть что-то – у нас наконец-то появилась правовая база.
- Совет судей наверняка будет следить за тем, как в крае пойдет работа по новому УПК. Могут тут быть проблемы?
- Определенные сложности, очевидно, будут. Это связано прежде всего с той частью УПК, где речь идет о применении арестов. Теперь, как известно, санкцию на арест дает судья, а не прокурор. Но мы готовились к этой работе и, я думаю, справимся.
Справка «В»
Хижинский Александр Алексеевич, 50 лет, коренной приморец. Родился в селе Турий Рог Ханкайского района. Высшее юридическое образование (ДВГУ). Работал консультантом в управлении юстиции Приморского крайисполкома, судьей районного и краевого судов. С 1994 года – зам. председателя крайсуда по гражданским делам. Женат. Сын пошел по стопам отца, он также юрист. Младший брат Александра Алексеевича – Владимир Алексеевич председатель комитета по региональной политике ЗС Приморского края.
Автор: Сергей АКУЛИЧ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»