На красный свет
С 1 июля 2002 года вступает в действие новый Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях (КоАП). Документ регламентирует в том числе и порядок наказания нарушителей правил дорожного движения. Какие-то меры смягчаются, какие-то становятся строже.
С 1 июля 2002 года вступает в действие новый Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях (КоАП). Документ регламентирует в том числе и порядок наказания нарушителей правил дорожного движения. Какие-то меры смягчаются, какие-то становятся строже.
Но очень существенно то, что отныне ГИБДД не может лишать прав управления – только суд.
Инспекция по-прежнему будет задерживать нарушителей, составлять на них протоколы, забирать права. Но вправе применить к нарушителю лишь предупреждение либо штраф. То есть выписать штрафную квитанцию – и вместе с ней отдать права обратно. А оплачивать или нет эту квитанцию - вопрос гражданской сознательности самого нарушителя. Если же попадется особо злостный субъект, постоянно нарушающий ПДД, которого реально стоит отлучить от баранки, ГИБДД придется идти в суд, представлять доказательства вины нарушителя и просить судью вынести решение о лишении прав управления. Вопрос в том, есть ли у ГИБДД возможности и желание этим заниматься? Мне представился случай убедиться, что нет.
Впервые за 10 лет меня оштрафовали, причем сразу на 500 рублей. Сумма нешуточная для меня. Своей вины я не чувствовал – никогда правил не нарушаю. Так получилось, что, проехав железнодорожный переезд в минуте езды до своего дома, я не обратил внимания на то, какой сигнал горел. Через 50 метров, за закрытым поворотом дороги, меня остановил инспектор ДПС, забрал документы, оформил протокол. Может, горел красный. А может, нет – откуда ему знать, за поворотом? Железнодорожный светофор ведь не имеет лампочек с тыльной стороны, так что инспектор вообще никак не мог видеть красный. В пререкания я вступать не стал. Гораздо спокойней, не унижаясь, доказать свою правоту в кабинете городской ГИБДД, куда мне надлежало явиться для разбора дела 21 марта. Накануне я специально приехал к светофору, и оказалось, что красный горел, не переключаясь, все время. Просто светофор был неисправен!
В гостях у сказки
Любопытный документ – Конституция России. Все знают, что Основной Закон, с большой буквы. Статья 49 этого Закона гласит, что каждый обвиняемый в правонарушении считается невиновным, пока вина его не доказана в суде, причем в законном порядке. Только после того, как суд вынесет решение и оно вступит в силу, лицо является виновным. Неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу обвиняемого. Для ГИБДД Владивостока эти слова – пустой звук. На административной комиссии меня признали виновным, несмотря на возможную неисправность светофора, даже не проверив этот факт, и наложили штраф 500 рублей. Единственное доказательство – тот самый протокол. В нем я, кстати, записал, что на красный не ехал – его не видел. Таким образом, я убедился, что во всех случаях оправдания у ГИБДД не дождаться… Пришлось подать жалобу.
Наказывайте, но по закону
Сначала попытался жаловаться начальнику ГИБДД Владивостока. На письменную мою претензию тот ответил, что сообщенные факты нуждаются в проверке, после которой и будет решен вопрос по существу. А почему проверку не провели до того, как наказать меня на 500 рублей? Да и в какой проверке нуждаются сообщенные мною факты нарушения сотрудником ГИБДД приказа по МВД – разве тот добровольно их признает? Я понял, что в этой инстанции ждать справедливости – просто терять время. Поэтому подал жалобу во Фрунзенский федеральный суд. Там-то разберутся незаинтересованно.
Судебное разбирательство заняло три месяца. ГИБДД на первое заседание не представила необходимых документов. На второе и третье никто от нее вообще не явился. Причем судья вызывал того самого инспектора, что оформлял мой протокол. Никакой реакции. Наверное, штрафовал в это время других водителей. Получается, ГИБДД просто берет потенциального нарушителя на испуг. Заплати штраф и спи спокойно. Покладистые автовладельцы платят на месте. Непокладистые – после визита в горГИБДД все равно платят. Единицы доводят дело до суда. А там-то оказывается, что предъявлять конкретных претензий некому!
5 июня 2002 года суд отменил наложенное на меня «наказание» потому, что ГИБДД не представила никаких доказательств моей вины. При этом суд указал, что ГИБДД Владивостока необъективно рассмотрела дело. А могло ли быть иначе?
В погоне за цифрами
Ежедневно мы слышим по радио сведения о количестве нарушителей ПДД - то 600 человек, то тысяча. Часть из них платит штраф на месте. Часть приходит в горГИБДД. Там уже много лет очередь в кабинет административной практики, где дела должны объективно разбираться, из забитого коридора тянется до половины лестницы. По сотне человек в день - о какой справедливости можно говорить? Успеть бы заполнить бумагу на каждого. Руководство ГИБДД постоянно утверждает, что планов по нарушителям теперь нет – и нет смысла увеличивать количество оштрафованных. Однако умножив число дней в году на число ежедневных нарушений, получаем, что каждый водитель города раз в год привлекается к ответственности ГИБДД. Логично предположить, что эта служба либо не справляется с организацией нормального движения в городе, либо завышает объем своих претензий к автовладельцам.
А пока совет тем, кто не желает снимать последнюю рубашку для оплаты штрафа: судитесь. В течение 10 дней надо подать жалобу на наложенное взыскание. На месте требуйте выдачи копии протокола. Если не нарушали – так и пишите. Фиксируйте фамилии и адреса свидетелей – ведь дело-то происходит обычно не в пустыне. Часто инспектор останавливает сразу несколько нарушителей, забирает у всех права и не спешит отпускать. Используйте это время с пользой – договоритесь совместно выступить в суде друг за друга. Что дадут показания одного инспектора против десятка свидетельских? Только так можно остановить вал поборов на дорогах.
Автор: Игорь КРОТЕНОК, специально для «В», Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"