Десять месяцев бесправия
В эти дни в Канаде решается судьба троих российских моряков с танкера “Вирго”, принадлежащего Приморскому морскому пароходству, которых больше 10 месяцев держат под подписку о невыезде в канадском городе Сент-Джонс.
В эти дни в Канаде решается судьба троих российских моряков с танкера “Вирго”, принадлежащего Приморскому морскому пароходству, которых больше 10 месяцев держат под подписку о невыезде в канадском городе Сент-Джонс.
Власти США по-прежнему настаивают на обвинении наших моряков в непреднамеренном убийстве.
Напомним суть дела. В ночь с 4 на 5 августа у берегов Канады затонул американский траулер “Старбаунд”. Погибли трое моряков, капитану траулера удалось спастись. Именно он оказался главным свидетелем обвинения. Капитан утверждал, что туманной ночью он отчетливо смог разглядеть судно, потопившее траулер. Якобы это был танкер “Вирго”. Впрочем, с тех пор капитан неоднократно менял свои показания. Однако образ “русских убийц” в тот момент оказался очень привлекательным для американцев. Им явно нужен был скандал. (Кстати, после 11 сентября можно было надеяться на известное смягчение позиции американцев, однако по большому счету этого не произошло.)
Береговая охрана США возбудила уголовное дело о гибели своих граждан и попросила канадские власти задержать танкер. Под подписку о невыезде были также задержаны капитан судна Владимир Иванов, второй штурман Дмитрий Богданов, стоявший в ту ночь на вахте, и рулевой – матрос Михаил Герасименко. Представители минюста США, сотрудники ФБР и бригада следователей несколько раз осматривали “Вирго”, допрашивали экипаж.
Люди, сведущие в международном праве, знают, что подобные действия – если и не грубые нарушения, то в любом случае свидетельствуют о двойном стандарте. Прерогатива в расследовании действий нашего экипажа принадлежит Кипру (судно ходило под его флагом) или России, так как экипаж имеет российское гражданство. Кроме того, по международному праву арест или задержание танкера возможны по распоряжению Кипра, а уголовное преследование экипажа – Кипра или России. Тем не менее федеральный суд в Вашингтоне все-таки возбудил уголовное дело против наших моряков.
Кстати, адвокатам до сих пор неизвестно, какие доказательства собраны во время проведенного расследования: американцы не дают ознакомиться с делом. Еще в августе-сентябре прошлого года в прессе прошла информация, что в качестве главной улики обвинения фигурировала краска, похожая на ту, которой был выкрашен затопленный траулер. Ее обнаружили на борту “Вирго”. Однако, по словам председателя независимого профсоюза работников морского флота “Защита” Аркадия Лященко, такой краской выкрашены многие американские баржи и буксиры. Танкер “Вирго” мог соприкасаться с любым из этих судов, например, в порту при швартовых операциях. Для того чтобы установить идентичность краски, нужно было поднять траулер и провести экспертизу. Но “Старбаунд” и сейчас лежит на дне.
Американские и канадские власти, похоже, намеренно затягивают дело потому, что, по убеждению защиты, доводы обвинения легко будут оспорены в суде. Председатель независимого профсоюза Аркадий Лященко предполагает, что наших рассчитывают взять измором.
В России до сих пор не начато официальное государственное расследование происшедшего, что могло бы подстегнуть канадские и американские власти. В сентябре 2001 года наш президент вроде бы проявил интерес к судьбе российских моряков и обещал помочь, но...… Перед майской встречей Владимира Путина с Джорджем Бушем жены моряков с танкера “Вирго” и профсоюз “Защита” направили в адрес российского президента письма с просьбой помочь разрешить этот вопрос. Ответа так и не получили.
К представителям Канады и США обращались российские министр транспорта, генеральный прокурор, министр иностранных дел. Полученные ответы явно не свидетельствуют о готовности противной стороны к конструктивному диалогу.
Стыдно и больно. Хотя за последний год мы, кажется, должны были привыкнуть к мысли: Россия бросает своих в беде…...
Пока за моряков бьются только родственники и Приморское морское пароходство. Для их защиты пароходство наняло адвокатов. Начальник пресс-службы ОАО "ПМП" Наталья Миронова сказала, что это профессионалы высокого класса.
Моряки, находящиеся в Канаде под домашним арестом, получают зарплату за минусом сверхурочных, живут в хороших арендованных квартирах, где есть даже сауна, им полностью оплачивают питание. Они могут гулять по городу, смотрят телевизор, ходят в спортзал, читают в Интернете русские газеты, а вот устроиться на работу им не разрешили.
Владимир Иванов, Дмитрий Богданов и Михаил Герасименко – это ведь все наши, приморские. Здесь у них остались семьи. У Димы Богданова вырос сын Сашенька. Когда Дима уходил в море, мальчику было всего четыре месяца, а сейчас Санька вовсю бегает и широко улыбается в семь зубов. Сыну Михаила Герасименко сейчас 15. Этим детям нужны отцы, так же как нужны мужья их изведенным неизвестностью женам.
Кстати, 14 июня жены Дмитрия Богданова и Михаила Герасименко вылетели в Сент-Джонс, где они проведут с мужьями 20 дней. Профсоюз работников морского флота "Защита" оплатил все расходы. Жена капитана отправится в Канаду чуть позже. Поддержка самых близких людей крайне необходима морякам в эти дни. 17 июня состоялось очередное заседание по вопросу об экстрадиции. Это было уже восьмое предварительное слушание.
Американцы требуют выдать моряков им. Но вряд ли в таком случае можно надеяться на справедливый и беспристрастный суд. Газеты давно назвали экипаж "Вирго" "русскими убийцами". Нагнетали страсти своими выступлениями и вдовы американских моряков. Это сработало. Ведь образ русских прочно ассоциируется у американцев с мафией и преступлениями. Все это, честное слово, очень напоминает времена "холодной войны".
Скорее всего дело перенесут на осень. Ситуация тупиковая. Возможно, что ни Канада, ни США уже не знают, как выйти из нее с честью. Как, впрочем, и Россия…
Автор: Татьяна НАГОРНАЯ, «Владивосток»