Муж сошел на берег,чтобы я осталась капитаном…
Много приятных встреч подарила журналистам 28-я Генеральная ассамблея Международной федерации ассоциаций морских капитанов (МЕФАК). Во Владивосток в последних числах мая съехались капитаны со всего мира: из Соединенного Королевства Великобритания, Ирландии, Франции, Бельгии, Норвегии, Дании, Германии, Финляндии, Швеции, Японии, США, России.
Много приятных встреч подарила журналистам 28-я Генеральная ассамблея Международной федерации ассоциаций морских капитанов (МЕФАК). Во Владивосток в последних числах мая съехались капитаны со всего мира: из Соединенного Королевства Великобритания, Ирландии, Франции, Бельгии, Норвегии, Дании, Германии, Финляндии, Швеции, Японии, США, России.
Они встретились, чтобы обсудить проблемы безопасности мореплавания и свои профессиональные вопросы. Каждый гость был по-своему уникален. Но особый интерес, бесспорно, вызвала гостья из Мурманска – капитан Людмила Тибряева. Обаятельная женщина с милой улыбкой и приглушенным, отнюдь не командирским голосом очень приятного, мелодичного тембра. Сейчас она стоит на мостике крупного балкера, который работает под мальтийским флагом.
- Людмила Анатольевна, вы приехали в город, где жила, работала и в котором навсегда осталась первая женщина-капитан Анна Ивановна Щетинина. Вы были с ней знакомы?
- Только по переписке. В 1988 году, после того, как я год простояла на капитанском мостике, меня вызвали на утверждение в Москву. Можете представить мою радость, когда пришло поздравление от самой Анны Ивановны. Она писала: «Сейчас вы на гребне славы. Окружены всеобщим вниманием. Но помните, самое главное, когда вы пойдете капитаном по жизни. Очень важно, как к вам будут относиться ваши коллеги». Это ее наставление для меня самое главное в судьбе. Я и на встречу приехала, чтобы побывать на могиле Анны Ивановны Щетининой, поклониться ей.
- Анна Ивановна в своих воспоминаниях рассказывала, как непросто ей было прийти на капитанский мостик. А как вы оказались в этой по-настоящему мужской профессии?
- Как многие девчонки и мальчишки, мечтала о море, хотя родилась в сухопутном Джамбуле. Наверное, гены сказали свое веское слово: дед был отчаянный рыбак, мама во время войны на Каспии ходила в море.
Когда после окончания школы я приехала в Ленинград, мечтала только об одном – стать океанологом. Но надо такому случиться, как раз в тот год прекратили набор девчонок на эту специальность. Делать нечего – пошла на гидрологию. А когда стала учиться, поняла - простора мало, режим рек и морей для меня недостаточен. Океан продолжал манить. Вот тогда состоялся окончательный выбор. Для того чтобы поступить в Ленинградское высшее морское училище им. адмирала Макарова, мне пришлось отправиться в море. Когда окончила «макаровку» в 1973 году, мой флотский стаж составлял уже шесть лет. Начинала с уборщицы.
- А как относится к вашим капитанским погонам муж?
- Своего мужа я встретила на флоте, он работал первым помощником, хотя образование имел химическое - оканчивал Ленинградский университет. Когда мы поженились, его дочери было 13 лет. Встал вопрос, кому оставаться на берегу. Так вот поступок мужа был по-настоящему мужским. Он дал мне возможность остаться на капитанском мостике. Сейчас дочери 26 лет. Первого мая она подарила нам внучку. Радость несказанная.
- Это любовь, что тут еще скажешь...
- Да, я благодарна судьбе за то, что встретилась с Борисом Николаевичем. Для меня он крепкий тыл, единственный муж и бесценный друг. Думаю, не будь этой встречи, так бы и прошла по жизни одиноко. Я не имею в виду эмансипацию. Очень долго пришлось идти к семье, потому что прежде всего для меня все-таки была работа. Если капитаном я стала в 40 лет, то замуж вышла только два года спустя.
- Но фамилию вы все же не поменяли?
- Не поменяла. Муж у меня Михайлов, а я осталась Тибряевой. Почему? Думаю, что к тому времени я уже была избалована судьбой и вниманием. А может быть, потому, что у меня уже было имя. А от него не так просто отречься.
Автор: Беседовала Тамара КАЛИБЕРОВА, «Владивосток», Александр МАСЛЯНКО (фото), специально для «В»