Правление губернатора Дарькина: год минул, осталось три…
Что изменилось в Приморье за год? Заметно лишь резкое повышение цен на коммунальные услуги. Обещания остались обещаниями, кризис - кризисом, народ - народом, власти - властями. Объективные показатели развития Приморского края выглядят неубедительно, край серьезно отстает от темпов развития своих соседей - Хабаровска и Якутии.
Что изменилось в Приморье за год? Заметно лишь резкое повышение цен на коммунальные услуги. Обещания остались обещаниями, кризис - кризисом, народ - народом, власти - властями. Объективные показатели развития Приморского края выглядят неубедительно, край серьезно отстает от темпов развития своих соседей - Хабаровска и Якутии.
В Хабаровске буханка хлеба - семь рублей, а у нас - десять, энерготарифы там существенно выше, а вот цены на тепло, горячую воду существенно ниже, даже цена бутылки водки ниже в среднем на червонец, и пиво хабаровское продают у нас, а не владивостокское там.
Чем же запомнился прошедший год, какие наиболее яркие впечатления он оставил? Ведь это был первый за долгое время год, который край провел без неоднозначного политика Евгения Наздратенко и одновременно первый для молодого губернатора Сергея Дарькина.
Какие разные вы оба...
Ознаменовала ли смена одной фигуры на другую смену эпох? Была ли замена достаточно равновеликой, чтобы в Приморье что-то изменилось?
Видим ли мы какую-либо новую политическую линию или же Сергей Дарькин, не сумев выработать таковой, не нашел ничего лучше, как продолжать политическую линию своего предшественника? А если это так, то способен ли он продолжать ее? Эти и множество других вопросов, безусловно, волнуют весь край - противников и сторонников Наздратенко, противников и сторонников Дарькина, и даже тех, кто принципиально не ходит на выборы, полагая, что кого ни выбирай, будет только хуже. Вряд ли можно дать ответы на эти вопросы, если не сравнить личности двух фигур, которые определили последние десятилетия жизни Приморья и, возможно, будут определять ее и впредь. Оговоримся сразу, что мы не будем сравнивать экономическую и политическую линии двух губернаторов, ибо признаки таковых у Сергея Дарькина определить пока крайне трудно.
Евгений Наздратенко, бесспорно, был и остается одной из самых известных политических фигур России. Его прославили борьба с Чубайсом и РАО «ЕЭС», попытка отстоять право Дальнего Востока на приемлемый по российским меркам энерготариф, политическая жесткость, породившая ряд конфликтов, включая поднятую Наздратенко проблему демаркации российско-китайской границы. Наздратенко удалось создать свой четкий и хорошо запомнившийся политический имидж “патриота России и Приморья”, человека резкого, “прямого”, умеющего твердо стоять на своем.
Вместе с тем Наздратенко ловко маневрировал в правительственных кругах России, вовремя ругал и вовремя хвалил каждого нового премьер-министра. Он умел решить в Москве любой вопрос - от самого простого до, казалось бы, самого нерешаемого. Он беспощадно расправлялся со своими политическими противниками, практически разгромил оппозицию себе в Приморье. Взаимоотношения Наздратенко и СМИ стали легендой и притчей во языцех.
Наздратенко лихо клеил ярлыки, многие его выражения типа “Чубайс – Кощей Бессмертный России” стали почти крылатыми, он не боялся встречаться с народом, любил и умел выступать в аудиториях, мог также показать себя рубахой-парнем и даже спеть пару песен на каком-нибудь студенческом вечере.
Жесткость и стремление избавиться от оппозиции были главным недостатком Наздратенко как политика, поскольку политик без оппозиции - это уже не политик. В итоге на Наздратенко повесили всех собак за энергетический и экономический кризис в Приморье. Не менее виновные Чубайс, Ельцин, Черномырдин и др. остались как бы ни в чем не виноватые.
Сергей Дарькин в отличие от предшественника в России почти неизвестен.
Политических врагов, похоже, нет. Ходят слухи о конфликте с Юрием Копыловым (как не пойти по стопам своего предшественника, который тоже конфликтовал с мэрией города Владивостока), но конфликт этот закулисный, чуть ли не тайный. Имидж Дарькина... А кто нам скажет, какой имидж у Дарькина? На публике предпочитает появляться пореже, с прессой встречаться - еще реже. Как оратор... Опустим эту оценку.
Создается ощущение, что новый губернатор избрал позицию: чем меньше его видят, тем лучше.
О связях в Москве, о возможности “решать вопросы” пока что говорить не приходится. Есть ощущение, что скорее за него решают вопросы, заменив конфликтного Наздратенко на бесконфликтного Дарькина. Нет у нового губернатора ни крупных ошибок, ни поражений, ни успехов, ни побед. Пока самыми видными, яркими фигурами у новой краевой администрации являются заместители губернатора - тот же Линецкий. Мы не слышали ни одного яркого политического заявления или суждения нового губернатора. Какова его политическая позиция? Взгляды? Пока сказать очень трудно. Да и как иначе, если, получив из рук Бориса Немцова членский билет партии “Союз правых сил”, он через несколько недель публично открестился от “своей партии”. Однако нельзя не допускать, что занятая Дарькиным позиция – всего лишь следствие недостатка политического опыта и того, что он находится “в начале пути”.
Пока Сергей Дарькин действительно не предложил никакой новой политической или экономической линии. Он продолжает следовать в русле политики, определенной прежним губернатором, став своего рода “тенью Наздратенко” на приморской политической арене. По своей известности, весу и масштабу он, несомненно, уступает предшественнику. Уже сегодня очевидно, что Сергей Дарькин нуждается в выработке своей политической линии. Сможет ли он это сделать? Судить будем позже.
Взлет состоялся. Куда летим?
К исходу первого года губернаторства в Приморье окончательно “дозрели” две “вечные” проблемы России - кризис в жилищно-коммунальном хозяйстве и административно-территориальная реформа.
Жилищно-коммунальная реформа: платить или не платить - вопрос вовсе не в этом. Вопрос, на самом деле, стоит по-иному - сколько платить, как и за что?
И остается лишь только предполагать, кто насоветовал Сергею Дарькину поставить “реформу ЖКХ” в центр его нынешней, если ее можно так назвать, политической платформы. С формальной стороны все выглядит правильно: реформа нужна, потому что жилищное хозяйство устарело, оно стало причиной многочисленных катастроф и аварий. Кроме того, жилищное хозяйство убыточно, поэтому нужна реформа. Но эти доводы - аргументация, а не суть проблемы. А когда руководители в качестве аргумента называют не главные причины, то они и главного решения не найдут. Зато найдены другие, которые можно свести к трем крупным блокам.
Во-первых, практически вдвое поднимаются цены на жилищно-коммунальные услуги. В утешение сказано, что в первую очередь это должно коснуться богатого населения, к категории которого отнесено 20% населения, так как их квартирные расходы не превышают 20% дохода, поэтому они и должны платить полную стоимость. Бедным государство намерено выделять целевые государственные субсидии. Причем их в России, оказывается, не более 10%, в то время как официальное статистическое число их равняется 33%. Представляете, какое раздолье для произвола бюрократии и мздоимства начнется, когда все это начнет работать?!
Между тем для Приморья ситуация уже сейчас выглядит просто катастрофически, если уж даже на официальном Интернет-сайте приморской администрации число приморцев, живущих за официальной чертой бедности, называется в 55,5% от общего числа населения.
Во-вторых, помимо субсидий предлагается сохранить льготы. В качестве льготников в первую очередь фигурируют инвалиды и участники Отечественной войны. Но главную часть составляет сама бюрократия - депутаты, администраторы и т. д. В конце 2001 года Государственная дума приняла постановление об освобождении депутатов от всяких коммунальных затрат, которые будут отнесены на счет бюджета.
В-третьих, темпы преобразований выбраны стахановские - два года. Поэтому данный вариант жилищно-коммунальной реформы стоит рассматривать как второй этап шоковой терапии, последствия которого будут для народа более тяжелыми, чем действия Егора Гайдара. В результате народ может лишиться единственной собственности, которой он реально располагает, - приватизированного жилья. Не случайно уже принят закон “Об упрощении процедуры деприватизации квартир”.
В итоге, если не противопоставить бюрократическому народно-демократический вариант жилищно-коммунальной реформы, Россия получит уничтожение остатков среднего класса, массовое обнищание народа и опасность мощного взрыва социального возмущения своих граждан. Понимая это, президент Ельцин не решился начать реформу ЖКХ, но начало положено сейчас.
Похоже, краевая власть не осознает, что может лишиться нынешних комфортных условий социальной стабильности в Приморье, если будет продолжать идти по избранному пути взятыми ударными темпами. Что так может быть, показали всей стране апрельские события в Воронеже, когда вышедшие на улицу 20-30 тысяч (по разным оценкам) горожан, выставив жесткие лозунги отставки мэра и губернатора, резко критиковали президента и правительство. Они добились своего: тарифы были снижены. Социальный взрыв в Приморье реален в условиях стремительного осуществления реформы ЖКХ. Если краевой администрации и ее главе так и не удастся найти приемлемую форму осуществления коммунальной реформы, никакие послушные властям, как это наблюдается в нашем крае, профсоюзы не помогут. И все будет гораздо страшнее в сравнении с перекрытым рыбаками “Дальморепродукта” Океанским проспектом.
Реальные социально-политические последствия жилищной реформы выглядят настолько угрожающими, что вынудили федеральный центр устами Германа Грефа отказаться от ее публичного “подстегивания”.
Самое время для краевой власти осмотреться и проанализировать положение, однако признаков такой осмотрительности пока не видно. И в этой скрытости и неявности политических и экономических приоритетов администрации Сергея Дарькина и видится главный итог (вернее, его отсутствие) первой годовщины управления краем новыми руководителями.
Автор: Михаил ШИНКОВСКИЙ, доктор политических наук, директор Института международных отношений ВГУЭС, профессор, Игорь САНАЧЕВ, кандидат исторических наук, зав. кафедрой государственного и муниципального управления ИМО ВГУЭС, доцент,специально для «В»