Клич «АТУ»* брошен?
Одной из самых обсуждаемых инициатив краевой власти последнего времени стало принятие закона с длинным названием, в просторечии именуемого “О территориях”. Отныне для возможного изменения административной карты Приморья имеется нормативный инструмент.
Одной из самых обсуждаемых инициатив краевой власти последнего времени стало принятие закона с длинным названием, в просторечии именуемого “О территориях”. Отныне для возможного изменения административной карты Приморья имеется нормативный инструмент.
И хотя о конкретных подвижках в этой области пока не слышно, театральный закон висящего на стене ружья пуганые приморские чиновники (да и простые смертные) затвердили крепко. Ведь все предыдущие годы подобный документ, несмотря на неоднократные инициативы разной природы, так и не был принят. И если уж закон - полностью он называется “О порядке образования, объединения, преобразования, упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований” - все же утвержден, вероятно, он должен скоро заработать. Чем это может обернуться?
На границы власти смотрят хмуро…
В оценках свежепринятого закона есть две крайности. Прежде чем представить позиции заинтересованных лиц, вкратце разъясним суть документа.
Как известно, границы – вещь довольно зыбкая. Тем более внутрикраевые. Однако нынешнее административно-территориальное устройство (АТУ) Приморья сдает экзамен на незыблемость уже много лет. А рацпредложения уже можно подшивать в объемистые папки. Причин, по которым они проваливались, несколько. Кроме чисто политических и личных – юридические. В демократическом государстве на каждое телодвижение нужен легализующий механизм, то есть закон. А он в крае появился буквально только что.
Что касается концепций желаемого изменения АТУ, то их ученые разработали целый ряд. Программа-минимум объединяет городские и районные администрации в тех уголках, где они по-прежнему разделены (Дальнереченщина, Спасcщина, Партизанщина), сливает Арсеньев с Анучино и др. Более развернутый план придает ряду поселков статус городов и возвращает Большому Камню статус центра Шкотовского района. Наконец, есть и радикальные идеи возврата к дореволюционной (уездной) системе территориального деления. Планируется отдать Владивостоку Артем и часть Надеждинского района, слить воедино Арсеньев, Анучино и Яковлевский район и так далее. Целесообразность налицо – каждый посмотревший на карту Приморья удивляется необъяснимым очертаниям районов, чрезмерной вычурности и растянутости одних и чересчур лаконичным контурам других. Профессиональный экономист укажет на то, что в хозяйственном смысле районы далеко не равны: здесь работают мощные сельскохозяйственные и промышленные предприятия, а вот тут они если и были, то уже несколько лет как благополучно развалились. Опять же штаты раздуты. Одним словом, надо что-то менять… То ли в менеджменте, как сейчас модно говорить вслед за губернатором, то ли в географии.
Бескровная гильотина
Однако тут-то и нашла законодательная коса краевой администрации на камень сопротивления со стороны глав муниципалитетов и некоторых депутатов. Потому что механизм слияния, упразднения или укрупнения районов слишком уж может оказаться на руку краевой администрации. Судите сами: главы объединяющихся, присоединяющихся и разделяющихся муниципальных образований самостоятельно принимают решения о досрочном прекращении своих полномочий; губернатор края назначает исполняющего обязанности главы вновь образованного муниципального образования. Чем не повод устранить непокорных глав и назначить испытанных оруженосцев? Ведь для назначенного сверху и. о. победить на будущих выборах – дело почти решенное: административный ресурс бьет наверняка. Так что участь тех мэров, с которыми у “Белого дома” сегодня не сложилось “конструктивных отношений”, начинает вырисовываться довольно четко. Кто внимательно читает газеты, тот наверняка уже обратил внимание на то, что пошли разного рода “наезды” на отдельные территории и их глав. Это первые кандидаты на вылет.
Правда, в законе отмечено, что судьбоносные для районов решения будут приниматься с учетом мнения жителей. Но – побудем немного циниками - когда это мнение было препятствием? И неужели беспринципные политики не найдут способов на него повлиять?
Повторение пройденного
Если бы в команде Дарькина внимательно изучали опыт, как это было, глядишь, не пришлось бы тратить время и силы на сомнительные проекты. Все дело в том, что и при коммунистах, и при демократах постоянно ходили разговоры об объединении отдельных районов и городов. Тот же Лесозаводск в 80-х разделили с районом, а в начале 90-х слили вновь. Ничего не поменялось, даже хуже стало. Чуть было не срастили Дальнереченск и Дальнереченский район. Здесь расчет был на то, что лесопильный город должен объединиться с относительно богатым тогда еще лесом Дальнереченским районом. Попытались сначала создать инициативную группу, которая бы собрала подписи за референдум. Дело закончилось судами и конфликтом двух администраций.
Вот что думает обо всем этом глава администрации Спасского района Жанна Саксина:
- Наш район тоже собираются соединить с городом. Однако население высказывается категорически против такой “реформы”. К сожалению, нынешняя молодежь не знает, что в истории Приморья уже были подобные реорганизации. На нашей территории уже были раньше Спасский (сельский) и Чкаловский районы. Чкаловский упразднили. И даже бывший районный центр Чкаловское превратился в обычное, рядовое село.
Если уж и проводить слияние, то это надо делать в благополучные времена, когда экономика находится на подъеме. А подневольные действия всегда дают сбой во всем, даже в межличностных отношениях, и сказываются на моральном состоянии населения двух сливаемых территорий. Сейчас города и районы пытаются преодолеть затянувшийся кризис, а их вновь хотят сбросить в яму.
Урок не выучили. И предварительные планы краевых властей уже известны: оставить из трех с половиной десятков нынешних муниципальных образований (МО) около 15. Естественно, районные главы возмутились. “Если соединить двух бедных, то одного богатого все равно не будет”, - считает глава Чугуевского района Владимир Коваленко. А вот мнение представителя Приморья в Госдуме Владимира Гришукова: “Говорят, что дотационные районы нужно слить с теми, кто собирает больше налогов. Но у нас практически все районы на дотациях. И никто не задается вопросом: а почему так? Может быть, сначала нужно возрождать промышленность? Никто не говорит о том, как себя будут чувствовать жители района, образованного из Ольгинского, Партизанского и Лазовского, куда они будут обращаться по своим нуждам. Вопрос непростой, и спешить тут нельзя. Вместе с тем закон был принят очень спешно”.
Заметим от себя – очень похоже было на то, что внесшая законопроект исполнительная власть старалась утвердить его до прекращения срока полномочий законодательного собрания второго созыва, с которым у “Белого дома” наладились “ровные, рабочие” отношения. А самые заинтересованные участники “географических открытий” – главы территорий – узнали о сути закона буквально накануне его принятия.
Сливатели районов
Вопрос о территориях назрел серьезно. И не только на краю России - в устоявшихся центральных областях тоже поговаривают о возможных переделах. Например, есть идеи слить Ярославскую область – с Костромской, Курскую – с Белгородской, Свердловскую – с Курганской. Да и наш Константин Пуликовский недавно заявил о том, что количество муниципальных образований на Дальнем Востоке неоправданно завышено. Хотя Приморье в этом смысле гораздо прогрессивнее Хабаровского края, в котором целых 223 МО – не сравнить с нашими 34. Тем не менее решено, например, перекроить и Чукотку – из 19 районов оставить всего 4. Зачастую муниципальные образования не способны создать собственную нормативную базу, принять собственный бюджет, а после принятия бюджета его выполнить, считает дальневосточный полпред.
Правда, представители федеральных сил не путают общее с частным. Так, главный федеральный инспектор по Приморскому краю Сергей Шерстюк относится к возможному перекраиванию Приморья очень осторожно: “Говоря о проблемах изменения территориальных границ, а также упразднении муниципальных образований на территории Приморского края, можно говорить о том, что сама эта идея – не лучший выход из положения. Да, есть объективные экономические причины – большая дотационность отдельных районов края, плохие социальные условия жизни проживающего там населения. В последнее время все больше и больше говорят о том, что путем слияния отдельных районов можно повысить их рентабельность. А вместе с тем подход к этому вопросу должен быть весьма осторожным, так как после принятия такого закона краевая администрация получает весьма ощутимый рычаг влияния на глав районных администраций, которые, как показывает практика, представляют собой самостоятельную политическую силу, не всегда угодную губернатору. И в этом плане проект закона, безусловно, вызывает тревогу, так как вместо экономического оздоровления может вызвать всплеск политической борьбы”.
Будем реалистами
У оптимистов есть еще один довод: сам закон ничего не упраздняет и не укрупняет. Для конкретного изменения АТУ нужно будет принимать отдельный нормативный акт – об этом говорили и депутат Валерий Розов, и первый вице-губернатор Александр Костенко. Однако существует небезосновательное мнение, что сегодня законодательное собрание почти на 100 проц. управляемо краевой администрацией. И следующий депутатский корпус будет примерно таким же. А значит, здесь особых проблем не будет. Тем более что головной закон уже действует.
Да, нельзя не согласиться с серьезными учеными из ДВО РАН, которые обосновывают экономическую и социальную необходимость изменения АТУ Приморья в соответствии с реалиями дня. Однако нужно помнить и то, что живем мы не в некой идеальной книжной диаграмме, а в реальной ситуации, в которой сильны не только или не столько чисто хозяйственные соображения, а властные интересы и амбиции. На которые глаза закрывать никак нельзя.
P. S. А во Владивостоке на заборах и столбах уже замелькали симпатичные плакатики, полностью выдержанные в стилистике предвыборной агитации Сергея Дарькина (синим по белому). Вот только написано на них не “Почему Дарькин?”, а “Владивосток + Артем = столица ДВ”. Впервые так громко декларируется идея объединения Владивостока и Артема. Это может стать первым шагом по изменению АТУ Приморья и, следовательно, по дальнейшему сосредоточению властных рычагов в “Белом доме”.
*АТУ – административно-территориальное устройство.
Автор: Служба аналитики «В»