Под душем «ледяной»
Вчера в цехах “Уссурийского бальзама” было непривычно тихо. Конвейер остановили, потому как спрос на продукцию крупнейшего предприятия по производству алкоголя и целебных напитков неожиданно упал. И причина тому, если разобраться, отнюдь не рыночная расстановка с ее законами конкуренции и качества товара, не внезапно изменившиеся вкусы приморцев. Все дело в ситуации, в которую искусственно поставили алкогольную промышленность края. На первый план вышли демпинг и административное бессилие ведомств, контролирующих местный рынок алкоголя. Ясно, что даже хромой легко обгонит чемпиона мира по бегу, если к ногам последнего привязать гири. Сейчас на этого чемпиона очень походят ОАО “Уссурийский бальзам” и другие производители алкоголя в Приморье.
Вчера в цехах “Уссурийского бальзама” было непривычно тихо. Конвейер остановили, потому как спрос на продукцию крупнейшего предприятия по производству алкоголя и целебных напитков неожиданно упал. И причина тому, если разобраться, отнюдь не рыночная расстановка с ее законами конкуренции и качества товара, не внезапно изменившиеся вкусы приморцев. Все дело в ситуации, в которую искусственно поставили алкогольную промышленность края. На первый план вышли демпинг и административное бессилие ведомств, контролирующих местный рынок алкоголя. Ясно, что даже хромой легко обгонит чемпиона мира по бегу, если к ногам последнего привязать гири. Сейчас на этого чемпиона очень походят ОАО “Уссурийский бальзам” и другие производители алкоголя в Приморье.
Акцизные иллюзии
- Нас всем гостям края показывают как образцовое предприятие, а работать не дают, - сетует генеральный директор ОАО “Уссурийский бальзам” Галина Савостьянова. И неудивительно. Продавать в мае 300 ящиков продукции в день считается в среде менеджеров отрасли полным обвалом. Не сбылись надежды местных производителей, которые они питали прошлой осенью, когда власти заговорили о контроле, акцизных складах и цивилизованных правилах продажи. На “Бальзаме” тогда посчитали, что “новая акцизная политика”, хоть и увесистая для корпоративного кошелька, вырежет нелегалов, торгующих завозной безакцизной водкой. Что-то действительно сдвинулось, дела у производителей пошли вверх, но потом заработали рычаги водочной мафии. Уже в конце прошлого года как грибы после дождя повырастали многочисленные акцизные склады, в основном принадлежащие неместным производителям. Их у нас уже девять вместо декларированных поначалу пяти. Между прочим, на соседних Хабаровщине и Магаданщине за их количеством не в пример нам следят строго, и там действительно это по всем правилам оборудованные и прозрачные акцизные склады. У нас же достаточно проехать на какую-нибудь бывшую владивостокскую овощную базу и убедиться в обратном. В итоге после краткого перерыва завозной, а зачастую контрабандной или вовсе левой водки с фантастически низкой отпускной ценой в Приморье стало еще больше. Призванные наладить контроль акцизные склады превратились в обычные перевалбазы...…
Сухой закон по-хабаровски
Данная проблема усугубилась тем, что краевые власти очень своеобразно заботятся о местном производителе: выслушивают, обещают помочь, да этим и ограничиваются. Хрестоматийным примером стала жесткая позиция, которую заняли по отношению к уссурийскому предприятию власти Хабаровского края. Дело в том, что в Хабаровске давно существует филиал “Уссурийского бальзама” - акцизный склад, работающий на тамошний рынок. В последние годы продажи шли на стабильном уровне, все налоги уходили в хабаровскую казну. Однако в последних числах мая в столице ДВФО состоялось заседание комиссии по аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции. Дав добро хабаровским предприятиям, министерство пищевой промышленности, торговли и бытового обслуживания Хабаровского края ограничило уссурийцев – водкой торговать им запретили, показав классический пример регионального лоббирования местного производителя.
Принцип, которым долгие годы руководствуется “Бальзам”, таков: пусть потребители сами решают, что им по вкусу. Именно поэтому приморцы никогда не выступали против тех же хабаровчан, стабильно окопавшихся на приморских складах и прилавках. Именно по этой причине уссурийцы рискнули закрепиться на хабаровском рынке. К слову, каждый заезжий бизнесмен, прежде чем открыть в Хабаровском крае дело, проходит через местное правительство, и ему приказывают продавать свой товар по ценам не ниже, чем у местных производителей. Поэтому в конечном счете все решает качество продукции!..
Разумеется, хабаровский пример не должен стать руководством к действию для приморских властей. Рынок есть рынок, но раз хабаровчане защищают своих, нужно и нам что-то делать, помогать производственникам. Может, не такими методами, как это делают в Хабаровске, но все-таки. Потому что “Уссурийский бальзам” сегодня бомбят по всем направлениям.
Кстати, аналогично «бомбят» и «приморский сахар». Сейчас он фактически простаивает!
Кто остановит прессинг?
“Уссурийский бальзам” может давать 1 839 000 декалитров (то есть ящиков) в год даже на старых производственных площадях. Если прибавить филиал “Бальзама” - Владивостокский ликеро-водочный завод – то вот вам еще миллион декалитров. Однако фактически с завода выходит продукции раз в 15-20 меньше. Поэтому и штаты приходится сокращать – уменьшается количество рабочих мест, падают и налоги во все бюджетные уровни.
По официальной статистике, местные приморские производители даже в лучшие времена реализуют своей ликеро-водочной продукции примерно столько же, сколько ее завозится в край извне. 50 на 50. При этом наши заводы платят все 100 процентов акцизов, а оптовики, поскольку не производители, – лишь 50 процентов. Уже есть над чем задуматься тем, кто все время говорит, что в бюджете нет средств. А кто считал потери от неучтенных вагонов с водкой, что постоянно завозят к нам?
Никто всерьез не борется с оккупировавшей край водочной мафией, заинтересованной в том, чтобы хирело местное производство, а население поглощало завозную (и, заметим, частенько “паленую” и почти всегда не облагаемую налогами) водку. Бывая в командировках, мы нередко слышим рассказы селян о том, как особые “пресс-бригады” вынуждают продавать в сельмагах только “варяжскую” водку, оставляя не у дел продукцию того же “Бальзама”. А страдают от этого все.
Сегодня в крае прорва завозной водки, знающие люди рассказывали нам, что без труда завтра выведут на поставщика, который продает водку оптом по цене 13,5 рубля за пол-литра! На это пойло оформлены все необходимые документы, с горлышек поблескивает почти настоящая региональная защитная марка, вот только казна ничего от нее не получает. “В последнее время мы значительно перестроили работу своей маркетинговой службы, ведем активную политику продаж, но невозможно бороться с дешевой завозной водкой! - говорит заместитель гендиректора ОАО Наталья Кетнер. - Нам государство законом запрещает реализовывать свою продукцию ниже определенной цены. Для других же это не указ”.
Продажи местных производителей неуклонно падают. Сведущие люди говорят, что “водочная паутина” плетется тщательно и продуманно. Время от времени возобновляются кампании по дискредитации продукции “Уссурийского бальзама”. Главным средством недоброжелателей отбить покупателей у акционерного общества по-прежнему остаются обвинения в том, что “Арму” и “Уссурийский родник” якобы производятся на некачественном китайском спирте. Хотя, например, бальзамовскую продукцию оценили и привередливые москвичи – недавно специалисты знаменитого завода в Черноголовке предложили заключить уссурийцам договор о производстве на местном оборудовании и сырье водки “Стольная”. Не это ли показатель высокого профессионального мастерства приморского производителя?
Самое интересное, что сегодня придушить конкурента, коим для многих является завод, – не составляет труда. Схемы здесь давно отработаны. “Уссурийский бальзам”, как всякое раскрученное рентабельное предприятие, у многих вызывает нездоровый аппетит. Надо ли напоминать о том, что в последний год в Приморье московскими финансовыми группами были перекуплены многие выгодные предприятия? Однако тратиться на прибирание к рукам крепкого производства столичные “инвесторы” не хотят. Гораздо выгоднее сначала дискредитировать предприятие, если удастся – поставить его на грань банкротства и уже тогда “прикарманить”.
На эту мысль наводят и странное бездействие приморских властей в случае с хабаровским противостоянием, и оккупация завозного алкоголя, из-за которого падают обороты у местных промышленников.
А сам завод-то без ложной скромности уникальный. Даже сейчас идет развитие – строится, например, новый склад, опробуются новые технологии и напитки. Очень скоро завод начнет выпускать напитки с использованием уникальной воды с месторождения “Дубовый ключ”. В свое время, более ста лет назад, именно этот источник чистейшей воды выбрал для своего производства основатель “Уссурийского бальзама” предприниматель Пьянков.
Но самостоятельно выжить в условиях кругового равнодушия (только ли равнодушия?) “Уссурийскому бальзаму” не так-то просто. Так что пора давно определиться: нужна Приморью собственная ликеро-водочная промышленность или будем плодить чужую?
Автор: Александр СЫРЦОВ, Василий АВЧЕНКО, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»