Каждый чердак мечтает стать мансардой
Многие архитекторы считают, что мансарды облагородят город и сделают наше жилье более удобным. Так ли это? Давным-давно, в XVII веке, в Париже было запрещено строить слишком высокие дома. И тогда предприимчивый зодчий, чтобы не нарушать закон, обустроил чердак.
Так появился еще один жилой этаж. И с тех пор мансарда, названная так в честь ловкого архитектора, значится в толковом словаре как французское жилое помещение под крышей.
В России мансарды не практиковались, так сложилось исторически. Чердак оставался нежилым, холодным, хорошо проветриваемым помещением, прекрасно справляясь при этом с ролью гидроизолятора.
Но в последние годы мансардный бум докатился и до нас. Как стало известно, во Владивостоке, например, городские власти с помощью мансарды собираются по большому счету решить жилищную проблему для семей военнослужащих. Уже давно ведутся разговоры о том, чтобы использовать для этого хрущевки - жилые дома 60-х годов постройки, расположенные в районе проспекта 100-летия Владивостока, ул. Спортивной, Второй Речки.
Сегодня преимущества использования чердачного пространства под жилье очевидны. Наработано немало технических решений устройства здесь, под сводами стропильной системы крыши, уюта, комфорта на самом высоком уровне. Поклонников у мансарды немало, но подвохов у этого романтического жилища тоже хватает. Поэтому мы решили поговорить о мансарде на странице «Архимиров», предоставив слово как специалистам, так и самим жильцам.
Повыше… от забот и суеты
Анатолий Мельник, научно-проектный центр «Город», архитектор, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, доцент, член правления Приморской организации Союза архитекторов РФ:
- Все города во все времена, как известно, испытывали и продолжают испытывать дефицит жилья, поэтому вполне естественно, что взоры архитекторов обратились к чердачному пространству: его решили сделать отапливаемым и эксплуатируемым. Так появилась мансарда.
Правда, парижский вариант, я имею в виду довольно массивную форму мансарды, не очень-то вписывается в архитектурную стилистику Владивостока, особенно старого. Поэтому мы работаем в других «очертаниях»: чуть-чуть приподнимаем парапет, сохраняем угол наклона крыши, стараясь не нарушить облик здания. Самый свежий пример - сейчас идет строительство мансарды на здании, где расположено кафе «Фламинго» (Океанский проспект). Вообще НПЦ «Город» имеет уже немалый мансардный опыт. Самые удачные, на наш взгляд, объекты - здание на ул. Светланской, 51, бывшая усадьба Рычковых на ул. Пологой, 19, где сейчас размещается консульство Республики Корея, один из домиков на ул. Пушкинской. Вообще в реалиях нашей действительности и нашего города строительство мансарды решает сразу комплекс задач: нежилое пространство превращается в жилое, при этом ремонтируется прохудившаяся, текущая крыша – настоящее бедствие Владивостока, а заодно выполняются еще благоустроительные работы.
Надо сказать, что дело это непростое и хлопотное, особенно если сооружение мансарды ведется в домах старого фонда. Для начала необходимо сделать предпроектную проработку: обследовать здание, получить техническое заключение по несущей способности конструкции из расчета 250 кг на 1 кв. метр. Но прежде всего необходимо получить согласие жильцов дома на такое строительство. Без него мансарда просто не появится на свет.
Сон в облаках
Анна Мялк, директор государственного научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры администрации Приморского края:
- Строительство мансард во Владивостоке началось со старинного здания по ул. Комарова, напротив рынка. Увы, тот первый блин был комом, мы только учились. Мансарда получилась тяжеловесная, она плохо вписывалась в облик самого дома, окружающей застройки. Следующий опыт (магазин «Ив Роше», ул. Адм. Фокина, 16) оказался более удачным.
Сейчас преимущественно стремятся возводить мансарды в исторической части города. А здесь, как известно, особенно трепетно и бережно следует подходить к облику каждого здания, учитывать, как оно будет вписываться в окружающую застройку.
Новое вмешательство, внедрение в историческую среду – это, как ни смотри, элемент насилия. Важно сделать это как можно деликатнее. И в то же время такое вмешательство позволяет лечить застройку, привлекать инвестиции, чтобы восстанавливать здания, а не консервировать их, обрекая зачастую на медленную смерть.
Но, привлекая инвесторов, важно также осуществлять жесткий контроль, чтобы не изуродовать здание и окружающую застройку тоже.
О том, насколько эта тема сегодня востребована, говорит международный конкурс «Мансарда в исторической среде», который проходил в Москве в 1999 году и вызвал настоящий бум.
Что касается работы в этом направлении нашего центра, немало копий пришлось сломать, когда велись работы на здании по ул. Семеновской, 20, где сейчас разместился банк. Был момент, когда мы принудили строителей сломать то, что они уже успели возвести, отклонившись от утвержденного нами проекта, и перестроить часть мансарды. В результате здание получилось очень нарядным и симпатичным.
Вообще сооружение мансарды – дело довольно сложное и хлопотное. Оно требует полного соблюдения всех технических расчетов. Иначе может случиться беда, как это произошло на Алеутской, 22. Здесь начали возводить мансарду, не переселив временно жильцов нижнего этажа. В один из дней крыша, не выдержав веса поднятых наверх материалов, обвалилась. Благо, никто из жильцов не пострадал.
Что касается меня, я бы не отказалась поселиться в мансарде. Там звезды смотрят через крышу.
Дом под крышей
Владимир Смотриковский, научно-производственный центр «Город», архитектор, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, кандидат архитектуры, доцент, член правления Приморской организации Союза архитекторов РФ:
- По сравнению с тем, какое распространение получили мансарды, в том числе и многоуровневые, в других странах мира, в Москве, можно сказать, что во Владивостоке их строительство еще почти не начиналось. Хотя, безусловно, подвижки есть. Так и хочется воскликнуть: «Сейчас каждый чердак мечтает стать мансардой». Хочется, чтобы это носило не только частный характер, но имело масштаб общегородской продуманной архитектурной политики. Ведь несмотря на то, что на уровне главы администрации Владивостока уже принято постановление о мансардном строительстве, оно пока не работает в полную силу.
При всем при том не следует возводить мансарду в ранг какой-то панацеи. Я бы сказал, что это определенное средство решения социальных целей, комплексного благоустройства, реконструкции среды в целом: вокруг дома, рядом с домом, самого дома. То есть улучшение жизни людей. Причем не только тех, кто будет жить в мансарде, но каждого жителя дома.
В Италии, например, практически все крыши превращены в мансарды. Это исторически так сложилось. Этажность застройки там ограничена, поэтому интенсификация застройки идет за счет более эффективного освоения уже существующей площади.
Если говорить о нашем городе, мансарда, с точки зрения малоэтажного строительства, - это дело вкуса. А если исходить из экономического обоснования, мансарда зачастую даже нецелесообразна. Объясню почему.
Как ни смотри, это крыша, которая утеплена, превращена в жилое помещение. Для того чтобы она не потекла, нужно использовать достаточно сложные конструкции при строжайшем соблюдении технологии. Все должно быть в полном порядке: стропила, гидроизоляция, утеплитель.
Конечно, приятно жить, обозревая окрестности с высоты птичьего полета, на большом, расширенном пространстве, имея возможность к тому же его свободно планировать. Мансарда помогает разнообразить жилье, сделать его более комфортным, нескучным.
Но, с другой стороны, наш приморский климат не очень-то показан мансарде. Это жилье не терпит технологических ошибок при монтаже. Например, как только перестает вентилироваться пространство между утеплителем и кровлей, тотчас начинаются подтеки, промерзание. К тому же на мансардный этаж нужно подниматься пешком, лифт до него не доходит. Поэтому следует подумать, прежде чем решиться поселиться в мансарде.
И все же дом под крышей - это заметный шаг в программе гуманизации среды. Инструмент, с помощью которого мы сможем удобнее, комфортнее, лучше жить. Поэтому число поклонников у этого уютного, не лишенного романтизма, пусть даже при некоторых «заморочках», жилья постоянно растет.
Семьи военнослужащих улучшат свои жилищные условия, переехав в мансарды. Так решили городские власти Владивостока. Как утверждают специалисты, такое жилье стоит на 30 процентов дешевле.
Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, Юрий Мальцев (фото), «Владивосток»