Кровь людская - не водица
С этим классическим определением сегодня можно и поспорить. Потому что уж очень много между ними общего. Понятно, что ни без воды, ни без крови человеку не выжить.
Но, как оказалось, цена на них практически одинакова. Парадокс, конечно, но так распорядилось государство.
И от парадокса этого главный врач краевой станции переливания крови Анатолий Вокуленко с каждым годом испытывает, как специалист, все больший дискомфорт.
- Аховым положение с донорством, конечно, не назовешь, - рассказывает Анатолий Григорьевич. - Кое-какие запасы у нас есть. Например, можем полностью закрыть потребности в крови от последствий какой-то крупной аварии. Но если случится две-три подряд, то уже вряд ли. А если случится техногенная катастрофа, то наши запасы окажутся каплей в море…
Мы ни в коем случае не хотим нагнетать обстановку, но, как известно, все катастрофы приходят, к тому же парами, совершенно неожиданно, и к ним просто нужно быть готовыми. С формальной точки зрения, в списках станции переливания крови десятки тысяч (!) доноров. Но приходят все они крайне редко. Прежний, так скажем, актив, когда по призыву профсоюзных и партийных лидеров все ходили сдавать кровь стройными рядами и на совершенно безвозмездной основе (за талончик на обед), давно исчез. То поколение перешло в преклонный возраст, а новое живет по законам рынка. А кровь, как уже было сказано выше, товар весьма дешевый, настоящую цену, определенную мировым рынком, на станции за нее дать не могут. А требуется кровь, по словам Анатолия Григорьевича, самых различных групп и резусов.
Время, когда можно было говорить об аморальности сложившейся ситуации, мы уже упустили. Рынок вывернул нашу психологию наизнанку и еще встряхнул. И все-таки на станции переливания крови рассчитывают на то, что не мог российский народ, всегда безоглядно откликавшийся на чужую беду, так круто поменять свои ориентиры. Надеются и ждут новых доноров. Потому что ведь всякое может случиться. И со всяким, между прочим.
Автор: Иван ДЕМИДОВ, специально для «В»