Каберне на зачет, или Как российский студент учится быть пай-мальчиком

Знаете, какой культурологический шок получает в первые недели жизни в Австралии российский студент? Он начинает понимать глубину простенького наставления: «Ты должен быть тотально законопослушным. И правильным». Чуть позже к тому добавится верное во всех широтах: что не возьмешь талантом - доберешь крепкой задницей, то есть усидчивостью. Поди ж ты, каков, оказывается, созидательный масштаб теории…

17 май 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1167 от 17 май 2002
Знаете, какой культурологический шок получает в первые недели жизни в Австралии российский студент? Он начинает понимать глубину простенького наставления: «Ты должен быть тотально законопослушным. И правильным». Чуть позже к тому добавится верное во всех широтах: что не возьмешь талантом - доберешь крепкой задницей, то есть усидчивостью. Поди ж ты, каков, оказывается, созидательный масштаб теории…

Ох и несерьезный народ

Можно завидовать или злословить, мол, учатся сиротинушки в Америках да в Австралиях… Но факт налицо: открыли страну – получите, число российских студентов, обучающихся за границей, неуклонно растет. Причем, по оценкам специалистов, своими руками отправляющих молодежь за рубеж, отпрысков нефтяных магнатов среди них единицы, активно поехали дети среднего класса (коммерция, туризм, госслужащие). Треть всех российских студентов в Австралии – дальневосточники (а вы говорите, лес-крабы)…

В последнее время ситуация и вовсе достигла апогея: информационные листки фирм, организующих учебу за рубежом, нещадно сдираются со студенческих досок объявлений администрациями приморских вузов. Наши почувствовали абсолютно реальную конкуренцию!

Конечно, физике или математике предпочитают учиться дома – уровень такого образования у нас повыше многих иностранных будет. За рубежом получают бизнес-образование и язык. С таким багажом мир доступнее.

Больше всего мне понравился в Школе гостиничного менеджмента в Сиднее очень важный предмет: австралийское вино. Оля Скворцова из Калининграда настойчиво готовит по нему реферат. Приходится не только находить теоретический материал, но и дегустировать: «Шардоне», «Шераз», «Каберне-Совиньон». Потому что, не дай бог, к рыбе предложишь клиенту красное, а к мясу – белое!

Любопытная деталь: представители австралийских учебных заведений, приезжавших во Владивосток рекрутировать нашенских студентов на учебу туда, первым преимуществом нередко называли… обилие дешевых фруктов, комфортную студенческую жизнь, а уж потом – высочайшего уровня систему образования, до деталей скопированную с английской. Вопрос на засыпку: что на первое место поставил бы российский ректор? Правильно!

Их «несерьезные» приоритеты объясняются просто: австралийцы до такой степени жизнелюбы, что стараются даже трудные вещи сделать приятными.

Их менталитет: самый серьезный бизнес-доклад тоже должен начинаться с веселой истории. «Простой учет психологии – надо завладеть вниманием аудитории, расположить к себе, - с азартом рассказывает Ольга Скворцова. – Еще один предмет – управление персоналом. Нет, ну что вы, раздалбывать никого не надо, лучше вселить в работника уверенность, чаще хвалить и мотивировать на хорошую работу».

СПРАВКА «В»
Образовательный рынок Австралии включает в себя 39 университетов, десятки авторитетных колледжей, бизнес-школ и школ по изучению языка. Высочайший уровень образования в Австралии давно ценится в мире. Последние годы учебные заведения Зеленого континента активно предлагают свои услуги российским студентам.

Специалисты называют девять причин, почему нужно учиться именно в Австралии:

1. Высокое качество обучения при сравнительно низкой стоимости.

2. Низкая стоимость проживания.

3. Право работать во время учебы.

4. Разнообразие и гибкость схем поступления в вузы.

5. Возможность после обучения остаться работать в Австралии.

6. Международное признание австралийских дипломов и квалификаций.

7. Хорошее отношение к иностранным студентам.

8. Отличные возможности для отдыха.

9. Безопасность.

Богатые тоже корпят

Мамы и папы, собиравшиеся отправить на учебу детей, вглядывались в австралийцев с подозрением: пардон, если у вас там все так весело, когда мое чадо будет учиться? Не вскружится ли голова в вихре страстей?

Будьте спокойны, говорили им. Это здесь студент может лишь изредка захаживать на занятия и от сессии до сессии жить весело. Там все обставлено жестче, при всем приятствии обхождения: посещаемость – не менее 80 процентов, пропуски – только по болезни, если гульба затянулась – продления студенческой визы тебе не видать как своих ушей. Не сдал зачет – никаких пересдач на шару, оплачивать придется весь повторный курс.

Виза для родителей, пожелавших проведать школяра, тоже напрямую зависит от его прилежности: власти потребуют представить справку из учебного заведения об успеваемости. Если оценки не очень – с визой будут проблемы.

«График учебы жесткий: занятия с 8.30 до 15 часов, плюс 4-6 часов ежедневных занятий дома, - продолжает Ольга Скворцова. – Время на спорт предпочитаю находить, несмотря ни на что. А вот на клубы – лишь изредка»…

 Железные дети железных родителей

Что и говорить, некоторая почва для скепсиса по поводу учебы российских студентов за рубежом есть: ну не мог бы таможенник за жалованье обучать там отпрыска, а учит…

Многие ребята не хотят светить свои фамилии в российских газетах еще и потому, что боятся криминала. Или косых взглядов: наш менталитет упорно не приветствует достаток в чужом кармане…

Но примечательно и другое. Все как один представители австралийских колледжей и университетов искренне льют елей на наши души: русские студенты – самые толковые, целеустремленные, самые работоспособные. Учиться в лучших школах бизнеса мощно рванули и китайцы. Эти тоже усидчивы и терпеливы. Да только наши с лету схватывают язык, мозги неплохо тренированы всей школьной программой, блистают общей эрудицией, давая десять очков вперед китайцам и сотню – индонезийцам, выходцам из Гонконга, составляя серьезную конкуренцию немцам, финнам и самим австралийцам.

Яркие представители – пожалуйста. Анне из Новосибирска 17 лет, учится в Сиднейской школе бизнеса и технологий. «Мы с папой выбрали Австралию – хорошее качество образования за приемлемые деньги. Приехала совсем без английского, за 20 недель освоила, с русскими старалась не общаться, чтоб было полное погружение. Теперь прохожу курс бизнеса и менеджмента. Должна заканчивать в августе, но делаю все быстрее и к середине мая все сдам. Дальше – поступление в университет, на экономику и право. Папа сказал: «Можешь не работать, только учись». С понедельника иду на курс испанского. Мой папа – директор научно-производственного предприятия в Академгородке. Брат – менеджер в компании по производству соевых продуктов. Я в будущем открою подобное предприятие здесь, в Австралии».

А вот еще – персона, поразившая нас недетским прагматизмом: 12-классник Вася из Хабаровска. Три года назад папа отправил сына-школьника доучиваться и получать аттестат зрелости в одну из самых престижных школ Австралии и мира – Scots College. Среди его выпускников немало мэров городов и президентов компаний. Железный ребенок, он принял «жестокие игры жестоких родителей» - а как еще можно оценить то, что на край света отправили совсем ребенка, одного? Вася отлично учится, послушно неся свой крест правильного сына, занимается спортом, говоря с нами по-русски, частенько забывает знакомые слова и подыскивает замену на более привычном английском, изучает математику, компьютеры и бизнес-курс, всерьез собираясь обойтись без истории и литературы (для аттестата этого не нужно). Его жизнь уже расписана на ближайшие годы вперед: университет, карьерный рост… Конечно, не в России. Среди его приятелей по школе – мальчишка, папа которого входит в сотню самых богатых людей планеты. Отец другого пацана - в процессе покупки крупной компьютерной фирмы, что и обсудили сыновья за компотом на ужине.

Был готов и стол, и дом

Русские студенты в Сиднее чаще всего живут в семьях. А немного освоившись, снимают на паях квартиру или дом. Вообще, сдача жилья студентам - нормальный бизнес, который помогает тысячам австралийских семей немного подзаработать. Цена жилья вместе с завтраком и ужином – 200-250 австралийских долларов в неделю (это 100-120 американских). Такие деньги студент вполне в силах заработать сам. Парни и девушки на первых порах работают официантами, посудомойками, уборщиками. Заработок – 8-15 австралийских долларов в час. Освоив язык, получив первые профессиональные навыки, можно устроиться и в какой-нибудь офис. Дальше все зависит не только от знаний, но и от таланта общения. Клиенты выбирают приветливых и коммуникабельных, такой может рассчитывать на хорошее продвижение по службе.

Отношения с принимающей семьей складываются по-разному: несовершеннолетние оказываются под ее серьезной опекой. «Родители» контролируют, как идет учеба, куда ходит отдыхать, во сколько приходит домой. Студенты постарше могут рассчитывать на большую свободу.

- Первая моя семья оказалась слишком скупой, - рассказывает Аня Смелкова. – Душ не больше пяти минут, еда строго рассчитана. Мне такое не понравилось, и я переехала. Нынешняя семья приняла меня как родную, заботятся, во всем помогают, даже в уроках.

Правильным курсом идете, товарищи

И все же кроме всяческих полезных бизнес-знаний русские студенты получают в Австралии один бесценный урок: «делай правильные вещи». В джентльменский набор правильных вещей входит не только скрупулезное соблюдение закона (австралийцы и сами законопослушны, трепетно оберегая одно из самых больших достоинств страны – безопасность), но и кое-что еще, совсем немногое. Учись в приличном учебном заведении (одно время пользовались популярностью «шарашкины конторы», которые за тысячу баксов выписывали документы для получения студенческой визы и липовые справки об успеваемости, теперь власти эту «лавочку» закрыли), работай не больше 20 часов в неделю, ничего не нарушай и не вляпывайся в дурные истории. За два-три года учебы твоя личная история вместе с банковским счетом будет засвечена в фас и в профиль, и если репутация осталась незапятнанной, перед тобой широкая дорога жизни… В том числе в Австралии. Одна деталь: большая часть студентов, приезжающих сюда на учебу, рассчитывают здесь и закрепиться. Самое любопытное, что, несмотря на наличие у некоторых в прошлом всяческих закидонов, большинство ребят из России быстренько приспосабливаются к условиям. И начинают чувствовать вкус к размеренной, правильной жизни. Зачем экстрим, когда и без него много интересного?

Насчет закона – дело не так просто, как кажется. Ну, например, один русский студент угодил под суд только за то, что сердобольная мама засунула на дно сумки батон сервелата. Колбаска оказалась незадекларированной, таможня побелела от негодования, расходы на адвоката стоили годичных расходов на учебу…

Или еще случай. Студентам разрешено работать не более 20 часов в неделю. У налоговой есть приемчики, с помощью которых она ненавязчиво вызнает, какова реальная продолжительность труда. Русская студентка Ксюша работала на 2 часа в неделю больше. Она рассказывала нам, с каким трудом ей удалось доказать в суде, что лишние два часа были связаны с ее будущей специальностью и засчитывались в качестве практики. Проигрыш в суде грозил ей опять же отчислением и депортацией.

Студенты спокойно воспринимают, что до 18 лет их не пустят на дискотеку. И не продадут пиво или другой алкоголь. И если нельзя курить на территории колледжа – значит нельзя. Но кроме просто послушания многие учатся строить отношения расчетливо. Можно, например, пойти в простой студенческий спортклуб подешевле. А можно – в один из самых престижных и дорогих (70 долларов в неделю), чтобы заодно завести нужные знакомства на будущее. Прагматики называют это просто: среда вращения…

Автор: Марина ИВЛЕВА, «Владивосток» Сидней-Владивосток