Адвокаты достали Кента
Когда «В» впервые сообщил об этой трагедии, фамилия 23-летнего Александра Кашина из Большого Камня была мало кому известна. Сегодня его знают не только в Приморье, но и в далекой Америке. Там же живет и работает человек, который очень не любит вспоминать все, что связано с этой простой русской фамилией. Человек этот Даглас Барри Кент.
Когда «В» впервые сообщил об этой трагедии, фамилия 23-летнего Александра Кашина из Большого Камня была мало кому известна. Сегодня его знают не только в Приморье, но и в далекой Америке. Там же живет и работает человек, который очень не любит вспоминать все, что связано с этой простой русской фамилией. Человек этот Даглас Барри Кент.
Это он, бывший генеральный консул США во Владивостоке, волею судьбы (скорее, собственной неосторожности) явился виновником ДТП 27 октября 1998 года. Роковое столкновение в самом центре Владивостока перечеркнуло жизнь нашего соотечественника, навсегда приковав его к инвалидной коляске. Ровно три года назад, в марте 1999 года, мистер Даглас Кент бежал от ответственности, прикрывшись дипломатической неприкосновенностью. Для Саши и его родителей началась страшная борьба за выживание, без средств, практически без поддержки со стороны российских чиновников всех мастей и уж тем более без помощи, обещанной Кентом.
Госдеп США - против
На протяжении этих лет «В» внимательно следит за судьбой большекаменского парня. Сообщали мы и о том, что в 2000 году Сашу вызвался защищать американский адвокат Джон Галахер, который в сентябре того же года подал иск на Соединенные Штаты как работодателя господина Кента и на самого бывшего консула. Поиски виновника «торжества» затянулись на годы. Уж очень не хотел он отвечать за содеянное.
В материале американской журналистки Гленды Коппер, опубликованном в августе прошлого года в газете “Вашингтон пост”, говорилось, что до сих пор делу не дано хода, поскольку Кент не найден – госдепартамент отказывается сообщить местонахождение Кента, ссылаясь на то, что законодательство защищает граждан от вторжения в частную жизнь. В электронном письме в “Вашингтон пост” г-н Кент сказал, что он более не работает в госдепартаменте, но, в свою очередь, отказался обсуждать свое нынешнее место работы и проживания.
В 1997 году в США произошел трагический инцидент с сотрудником посольства Грузии Георгием Махарадзе. По его вине в ДТП погибла 16-летняя американка.
“Под давлением США президент Грузии Эдуард Шеварднадзе снял с Махарадзе дипломатическую неприкосновенность, очищая путь для его ареста и расследования. В конечном счете Махарадзе был признан виновным в непредумышленном убийстве. В декабре 1997 года приговорен к 7 годам лишения свободы. В июле 2000 года его освободили из федеральной тюрьмы Нью-Йорка и отправили на родину отбывать остаток срока.
Адвокаты Кашина спрашивают: почему правительство США, которое просило о снятии с Махарадзе неприкосновенности, не пожелало предпринять такой же шаг с Кентом?
“Мы находим ошеломляющим, - сказал Галахер, - то, что у молодого человека фактически отняли жизнь, а мы даже не принесли извинения. Высокомерие США просто невероятно”.
«Вашингтон пост», 10 августа 2001 г.
А международное право – за!
Позиция США в этом деле не может не удивлять. С одной стороны, именно американские адвокаты вызвались помочь Кашину восстановить справедливость. Кроме того, заинтересованность в судьбе Александра высказывают и конгрессмены США.
«Конгрессмен Курт Велдон сделал заявление, в котором сказано, что он встречался в феврале 2001 года с Кашиным и был глубоко взволнован его историей. «Мое сердце тянется к этому молодому человеку, который даже перед лицом такой страшной трагедии сохранил способность улыбаться. Тот факт, что наш госдепартамент вовлечен в такое трагическое происшествие и что дело до сих пор остается нерешенным, не делает чести США».
Гленда Коппер, «Вашингтон пост», 10 августа 2001г.
С другой стороны, постоянные разглагольствования американских чиновников о защите частной жизни г-на Кента, несмотря на все заверения о “большом сожалении, что урегулирование дела официальным юридическим путем требует так много времени”. А ведь Александр Кашин и его адвокат уже давно не предъявляют требований лишать г-на Кента дипломатической неприкосновенности и привлекать его к уголовной ответственности как виновника ДТП. Речь идет лишь о возмещении ущерба по утерянному вследствие аварии здоровью молодого парня и получении средств для надлежащего, к сожалению, очень дорогостоящего лечения. На сей счет существует очень четкое определение Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года. В ст. 43 говорится, что иммунитет от юрисдикции судебных или административных органов государства не распространяется на гражданские иски третьей стороны за вред, причиненный несчастным случаем в государстве пребывания, вызванный в результате ДТП.
Как же тогда объяснить все попытки государственных людей в США препятствовать законному, с точки зрения международного права, правосудию? Может, избирательностью закона по национальному признаку?
«Правительство США всегда придерживалось той точки зрения, что это дело является частным спором между г-ном Кашиным и г-ном Кентом. И в конечном счете именно от них зависит урегулирование этого вопроса. Г-н Кашин имеет адвоката в Соединенных Штатах и должен обращаться к нему для ведения дела. В США существует множество способов, позволяющих выявить местонахождение лиц, в отношении которых проводится судебное разбирательство».
Из ответа и.о. консула по вопросам печати, культуры и образования генерального консульства США во Владивостоке Тимоти Стэндарта
До такой позиции, озвученной в ответе на запрос корреспондента “В”, чиновники госдепартамента Соединенных Штатов попросту предлагали Кашину нанять местного адвоката, который бы смог представлять его интересы во Владивостоке. Трудно поверить в их незнание того, что инициирование нового иска в российском суде (первый рассматривался в суде Ленинского района с ноября 1999 по ноябрь 2000 г.) НЕВОЗМОЖНО!
- В декабре прошлого года на сей счет было официальное письмо в МИД России, - рассказывает Александр. – Как пояснил мне Джон, по американскому законодательству противозаконно рекомендовать лицу отказаться от услуг адвоката. Это можно расценивать как давление на это лицо. Кроме того, по условиям контракта с Галахером, я не могу иметь иного адвоката.
Кент найден!
Эту замечательную новость сообщил своему подзащитному Джон Галахер на встрече в Москве несколько недель назад. Американский адвокат заверил Александра, что в марте этого года наконец удалось официально вручить г-ну Кенту иск о привлечении к гражданской ответственности. Как сообщил Джон Галахер Кашиным, Кенту процедура очень не понравилась! По словам Саши, это стало возможным благодаря кропотливой работе адвокатской команды по розыску государственного человека во всех уголках мира и при поддержке со стороны американских конгрессменов. А нашли Кента аж в Секторе Газа, в Палестине. Теперь Саша и его родители очень надеются на предстоящую встречу президента США Джорджа Буша с российским президентом Владимиром Путиным, которая пройдет 23 мая в Москве. Ведь то, что Кенту переданы официальные документы, еще не означает, что дело будет рассмотрено в кратчайшие сроки. А этого требует состояние здоровья Александра. При столь серьезных травмах оно отнюдь не улучшается, и может так статься, что через какое-то время подняться на ноги Саше не помогут даже очень большие деньги. Чтобы разрешить ситуацию во внесудебном порядке, как можно быстрее, теперь требуется лишь добрая воля американских политиков. На нее и уповает семья Кашиных.
Тем более что со стороны России уже есть прецедент справедливого решения подобных вопросов. Имею в виду случай с бывшим российским дипломатом Андреем Князевым, совершившим 27 января прошлого года ДТП. Напомню, что тогда пострадали две жительницы Канады, причем одна женщина скончалась. Да, российский МИД отказался лишить Князева дипломатического иммунитета. Тем не менее он был возвращен в Россию, уволен с работы и отдан в руки правосудия. Приговор суда, прошедшего в Тверском муниципальном суде Москвы, - 4 года в колонии-поселении.
Как говорится, очередь за вами, господа американцы. Грузия и Россия нашли возможным призвать своих людей к ответу за сломанные судьбы американской и канадских семей.
Автор: Елена МАНИНА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»