Грязь или порядок?

Слова, вынесенные в заголовок и подзаголовок, казалось бы, не предполагают вариативности ответа. Все понятно: мы хотим, чтобы было чисто и ухожено, красиво и уютно. Об этом мы говорим между собой на кухнях, ругая замызганные подъезды, об этом же вещают нам и с высоких трибун. Вот он, вектор, где вроде бы совпадают старания властей с пожеланиями народа.

15 май 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1165 от 15 май 2002
Слова, вынесенные в заголовок и подзаголовок, казалось бы, не предполагают вариативности ответа. Все понятно: мы хотим, чтобы было чисто и ухожено, красиво и уютно. Об этом мы говорим между собой на кухнях, ругая замызганные подъезды, об этом же вещают нам и с высоких трибун. Вот он, вектор, где вроде бы совпадают старания властей с пожеланиями народа.
Слова, вынесенные в заголовок и подзаголовок, казалось бы, не предполагают вариативности ответа. Все понятно: мы хотим, чтобы было чисто и ухожено, красиво и уютно. Об этом мы говорим между собой на кухнях, ругая замызганные подъезды, об этом же вещают нам и с высоких трибун. Вот он, вектор, где вроде бы совпадают старания властей с пожеланиями народа.

Так хотим ли мы жить в городе, который на наших глазах будет приводиться в порядок? Непраздные вопросы эти лезут в голову, когда начинаешь изучать ситуацию, речь о которой пойдет ниже.

…Только самый ленивый из местных телеканалов в канун майских праздников не показал и не рассказал о скандале, развивающемся в районе улицы Аллилуева (Первореченский район Владивостока). Событие – во всяком случае в единодушном изложении телевизионщиков (не секрет, что большинство из них страдает крайней поверхностностью) – выглядело следующим образом: некие злодеи, явно “купившие” разрешение властей, решили снести чудесные зеленые насаждения, так радовавшие местных жителей и служившие для них чуть ли не целым парком, и теперь на месте загубленного “зеленого друга” собрались строить зловонную автозаправочную станцию. Однако когда на место будущего строительства прибыли первые бульдозеры и экскаваторы, жители окрестных домов, проявив соответствующую отвагу и смекалку, встали живой цепью на пути землеройной техники и не допустили осквернения святыни. Самые рьяные из них, глядя гневными глазами в глазок телекамер, без устали повторяли, как клятву: “…и впредь… и никогда не позволим…, куда смотрят власти?.. не отдадим ни пяди своей земли!..”

Одним словом – хороший такой, добротный скандал, без которого явно не могли обойтись сводки новостей. Да и понятное дело – не каждый день бабушки встают против бульдозеров, хотя, казалось бы, в последнее время при активном строительстве во Владивостоке новых дорог и развязок вынужденные порубки производятся довольно регулярно. Но одно дело – абстрактное строительство за пять кварталов отсюда, и совсем другое – под окнами собственного дома. А своя рубашка, она, как известно, всегда ближе...…

Внимательно выслушав позицию этой стороны, а с телеэкранов была озвучена только она, корреспондент “В” тоже решил выяснить реальную обстановку, для чего и отправился на место громкого противостояния. Увиденное, признаться, сильно разочаровало. Во-первых, трудно считать парком или сквером предельно загаженное место выгула собак. (Собственно, против собак мы ничего не имеем, но стоит ли спекулировать на животных?) Во-вторых, буквально в нескольких метрах от стройплощадки проходит одна из самых напряженных в городе по загрузке улица Котельникова с ее бешеным потоком машин, и гулять в таком грохоте и загазованности с младенцами может только убежденный садист.

В-третьих, так называемый зеленый оазис находится в весьма плотном кольце самостийно установленных гаражей, владельцы которых, надо полагать, отнюдь не рады строительной перспективе – настоящая-то стройка проходит массу согласований, а воздвигнутые на ура гаражи всегда находятся под потенциальной угрозой сноса.

…Казалось бы, надо ли на газетной полосе отдавать столько места под частный случай?

Убеждены – надо!

Потому что в нем как в капле воды отражаются крайне непростые общественные процессы, будоражащие порой самые разные общественные слои – от микрорайона в пару домов до страны в целом. Объяснить и доказать это несложно.

Вопрос первый – о земле. Социологические службы утверждают, что рейтинг ныне действующего президента предельно высок – порядка 75 процентов. Очевидно, «протестанты» входят в оставшиеся 25, потому что именно президент, в первую очередь, «продавливает» земельную реформу. И если потенциальный застройщик абсолютно законно (об этом мы поговорим чуть ниже) арендовал землю и начинает на ней строительство, то вставлять ему палки в колеса – значит идти против нынешних тенденций, господствующих в российском обществе. Аргументы здесь можно добавлять и добавлять, но, похоже, и так все ясно.

Вопрос второй – о собственности. Повторим сказанное чуть выше: абсолютно понятно, что собственный (пусть и незаконно установленный) гараж куда дороже и важнее общественного интереса. Именно общественного, потому что любая стройка подобного типа начинается с листа согласований, на котором стоят подписи и печати руководителей 25 (так!) экспертных и специализированных служб и предприятий. Здесь можно представить себе обывательскую реакцию: «Всем дали взятки и всех скупили!» Думается, однако, что если вопрос ставить так, то эту лавочку под названием Российская Федерация можно закрывать, ибо никакое производство, никакой бизнес не выдержит, если ему придется «скупать» все по периметру – вот тогда уж точно лучше вкладывать деньги в Кипр или в Канары. Более того, власть у нас сегодня, к счастью, выборная, и если есть какая-то неудовлетворенность ее работой, то оценка может быть очень простой: голосуйте в следующий раз за другого депутата, мэра, губернатора – ведь все назначенные и утвержденные ими (и уполномоченные на это) структуры после въедливых экспертиз и необходимых доработок дружно согласовали предложенный проект. Потому что живем мы в городе, становящемся мегаполисом (может быть, к сожалению), а не в деревне; в городе, где постоянно расширяются по необходимости улицы (при расширении тех же Ленинской и Пушкинской были срублены десятки, если не сотни деревьев); в городе, который остро нуждается в обновленной и современной дорожной инфраструктуре. Приятно, конечно, ездить по широким улицам, проходящим не мимо твоего дома, и хорошо бы, чтоб ближайшая заправка располагалась не под окнами, а хотя бы в километре...… Но тогда, может быть, проще обратно пересесть на лошадей?..

Вопрос, наконец, третий – социальный. Как утверждают наш президент и правительство, ставка должна быть сделана на главный двигатель – малый бизнес, тот самый, который наиболее гибок и восприимчив, который во всем цивилизованном мире создает (в совокупности) основное количество рабочих мест и является главным плательщиком в бюджет. Наш локальный пример достаточно показателен. Строящаяся АЗС предполагает создание на пустом (буквально!) месте 20 рабочих мест и налоговые платежи и отчисления в бюджеты разных уровней в размере 200-250 тысяч рублей в месяц, т. е. порядка 3 миллионов в год. Ну так давайте начнем давить этот бизнес в зародыше, а потом будем дружно жаловаться на скрытую безработицу и нехватку средств на выплату пенсий и зарплаты бюджетникам!

К слову, и об озеленении – никакая экологическая экспертиза, никакие согласования не подписываются без обязательного условия о последующем восстановлении зеленых насаждений как минимум в том же объеме. Но за криком скандала этого, как правило, никто не слышит.

Есть в этой истории и еще один аспект – показательный и скучный, собственно говоря, как и она сама. 9 июня довыборы в краевое законодательное собрание, а от округа, где расположена улица Аллилуева, до сих пор никто не выбран (что неудивительно – проще выпускать пар в свисток, чем ходить на избирательный участок). Борьба за голоса потенциальных избирателей сейчас в самом разгаре. И – надо полагать – начинающаяся стройка станет в этой борьбе очередной разменной монетой: кто же из соискателей народной любви не любит вырядиться в тогу пламенного защитника интересов угнетенных и страждущих?..

…Хорошо бы только помнить при этом, что жизнь выборами не заканчивается; что нам жить в этом городе и по возможности стараться, чтобы он хоть мало-мальски отвечал цивилизованным стандартам. Так в каком же городе мы хотим жить? И надо ли отвергать современные, прошедшие все экологические экспертизы строительные планы, направленные на развитие и улучшение инфраструктуры. Собачки, конечно, полезная штука, как, собственно, и натыканные там и сям грязно-бурые гаражи. Но ведь кроме личной пользы есть еще и польза для всего города...…

P. S. Когда на стройплощадку пыталась войти землеройная техника, а поперек ее дороги встала живая цепочка «протестантов», на разбор «полетов» немедленно приехал руководитель генподрядной организации – ОАО «Подземстрой» Петр Шугуров. Между прочим, почетный гражданин города Владивостока, один из самых авторитетных и по праву заслуженных строителей города. Да и звание «почетный гражданин» во Владивостоке пока что, к счастью, не покупается. Однако все его увещевания и разъяснения ушли, похоже, как вода в песок; логика и синдром толпы не терпят аргументов и живого слова. От кого бы оно ни исходило.

Автор: Павел СЕРГЕЕВ, специально для «В»