Краснознаменному соединению – 70!
11 мая свой 70-летний юбилей отпраздновало одно из старейших подразделений Тихоокеанского флота – соединение надводных кораблей под командованием капитана 1-го ранга Александра Витко.
Весной 1932 года на берега Тихого океана прибыл первый эшелон с 12 торпедными катерами, а уже 4 июня они впервые вышли в море.
О славных боевых традициях соединения говорят и количество побед, и перечень известных флотоводцев, служивших в свое время на его кораблях. Нынешний главком ВМФ Куроедов и командующий Тихоокеанским флотом Федоров тоже когда-то командовали здесь кораблями.
В годы Великой Отечественной войны моряки-тихоокеанцы сформировали и отправили на фронт два отряда и один дивизион торпедных катеров. Более 500 катерников сражались на фронтах и флотах, защищали Москву в 1941 году. В августе 1945-го в войне с Японией моряки этого соединения участвовали в высадке десанта в корейские порты Сейсин, Расин и Юки. За мужество и героизм, проявленные в боях, два дивизиона катеров стали гвардейскими, а все соединение – Краснознаменным.
Иван Васильевич Рыбачук живо помнит те события. С 1940-го по 1947-й он служил здесь на одном из торпедных катеров. Вместе с боевыми товарищами вначале защищал восток страны от японской угрозы.
- 8 августа 1945-го нам в штаб доставили пакет с указанием вскрыть его ровно в 24 часа, - вспоминает ветеран. – В тот же вечер началась погрузка боевых торпед на катера, личному составу выдали оружие. В полночь мы вскрыли пакет: там был приказ высадить десант в Юки. Так для меня началась война с Японией. К месту высадки мы подошли около четырех утра. Радар показал, что на рейде стоят 18 японских кораблей. Подходили мы к ним осторожно и по возможности бесшумно – на малых оборотах. В считанные минуты все вражеские корабли были потоплены торпедами.
Иван Васильевич видел, как капитулирует армия. После занятия порта Юки к командовавшему тогда бригадой капитан-лейтенанту Михаилу Малику пришла японская делегация во главе с адмиралом, который отказался сдавать свою армию офицеру, который был ниже его по званию. Тогда срочно был вызван генерал Сорокин, с которым и было зафиксировано соглашение.
После Победы Иван Рыбачук еще два года служил на Тихоокеанском флоте: Сталин издал приказ не увольнять высококлассных специалистов. А в 1947-м на флот пришло новое поколение офицеров. Их еще называли «народниками», потому что служить молодые люди приходили сразу по окончании гражданских вузов и техникумов. Среди них был и Виталий Сергеевич Гусиничкин.
- Поначалу моряк из меня был не ахти, – улыбается он. – Растягивать клеша на специальных клиньях я не умел и даже немного смущался, когда матросы отдавали мне, младшему лейтенанту, честь. Но вскоре привык. До сих пор, когда слышу команду «смирно!», расправляю плечи.
Мастерство и выучка моряков-тихоокеанцев были признаны во всем мире. Даже в мирное время (весьма спорный, с учетом «холодной войны», термин) они принимали непосредственное участие в локальных конфликтах, оказывая военно-техническую помощь дружественным СССР режимам и странам. Капитану 1-го ранга в отставке Владимиру Федоровичу Барашенкову довелось побывать на Ближнем Востоке в должности советника командира дивизиона ракетных катеров ВМФ Сирии. Он полностью отвечал за боеготовность вверенного ему подразделения и гордится, что за время его службы там не было ни одного ЧП.
Сегодняшняя жизнь соединения – это повседневная служба, учения и боевые выходы в море. Не раз моряки получали призы главнокомандующего ВМФ России, а в прошлом году соединение было признано лучшим на Тихоокеанском флоте.
Автор: Юлия ИГНАТЕНКО, «Владивосток»