Волосы накапливают историю болезни
Поиграв в песочнице, ребенок подцепил какую-то заразу. Если это возбудитель инфекционного заболевания, медики чаще всего знают, как бороться и чем лечить. Но в той же песочнице для ребенка таится множество других опасностей, одна из которых – соли тяжелых металлов. Они могут попасть в организм тем же элементарным путем – с грязных рук. Заболеет не каждый или не сразу, но риск огромный: от дерматитов и аллергий до снижения умственных способностей и полного облысения. Установить первопричину будет потом очень сложно.
Какой именно микроэлемент вызывает те или иные последствия? К чему ведут их «передозировка» и дисбаланс? Загрязнение окружающей среды остро поставило вопрос о критическом уровне концентраций тяжелых металлов в биологических субстратах человека. Это сполна подтверждают тревожные данные центра медико-экологической реабилитации, который работает на базе детского медобъединения № 1 при сотрудничестве с учеными Владивостокского государственного медицинского университета, санитарными службами города и края, американскими специалистами.
Микроэлементы – «ангелы», жизненно необходимые нам в определенных дозах, превысив норму, становятся «дьяволами». В организме соли тяжелых металлов преследуют мишень – орган, где они вмешиваются в обменные процессы, проникают в гены и ДНК, встраиваются в биохимические реакции организма, «обосновываются» в селезенке, костном мозге и костных тканях, клетках и тканях человека, волосах. Развивается полигипермикроэлементоз. Исследования крови и мочи дают представление о сегодняшнем состоянии здоровья, и если в этот момент ни свинец, ни, к примеру, медь из организма не выводятся, то ничего настораживающего анализы не покажут. Другое дело – волосы.
-Как дерево фиксирует годы жизни, так волосы – историю болезни, - рассказывает заведующая кафедрой детских болезней медуниверситета профессор Валентина Лучанинова. - Казалось бы, малыши ближе к земле, могут при недосмотре чего попало наесться, но мы ужаснулись при исследованиях волос подростков и более старших детей. Значит, с годами идет накопление тяжелых металлов. Волосы дают наглядное подтверждение, что ребенок жил в неблагоприятных экологических условиях.
Не застрахованы от пагубного воздействия, понятно, и взрослые, но детский организм является своеобразным маркером повышенной чувствительности к состоянию окружающей среды. К тому же научно обработанных данных по обследованию взрослых в Приморье пока немного.
Со взрослыми пациентами в этом направлении работают медики в Перми, - продолжает Валентина Николаевна. – Проблемой занимаются также в Казани и Москве, но больше биологи, чем врачи. По стране это, собственно, все. Вот почему к нашим исследованиям такой интерес. Мы убежали вперед во многом благодаря американцам, совместно с которыми провели несколько экспедиций по обследованию факторов окружающей среды и здоровья детей северных районов края. Американцы привозили с собой чувствительное оборудование, которого у нас пока нет. Но и своя лабораторная база постепенно улучшается. Американцы подарили нам два аппарата для определения в крови уровня свинца (один из них мы получили через Ротари-клуб). Исследования волос по договору о медицинских эколого-реабилитационных мероприятиях по нашим направлениям проводятся в лаборатории городского центра санэпиднадзора.
- Для этого необходимо принести с собой пучок волос?
- Нет, нужны волосы определенной длины, срезанные на затылке, где они выпадают меньше всего. Лаборанты срежут их сами.
- Какие тяжелые металлы прежде всего накапливаются в волосах?
- У малышей преобладают марганец, свинец, кадмий, цинк, у детей постарше много меди. Исследуем весь спектр микроэлементов и уже можем сделать вывод, что во Владивостоке 30 процентов детей имеют повышенное содержание солей тяжелых металлов. Анализ проведенных исследований в крае дает тоже отнюдь не утешительные результаты. Отклонения в элементном составе волос детворы - превышение или недостаток микроэлементов - достигают 70-90 процентов. Причем колебания в содержании тяжелых металлов наблюдаются в довольно широких пределах, различаются средние концентрации. Это обстоятельство, видимо, определяется тем, что в почве и воздухе в разных местах неодинаковое содержание этих элементов.
- Облысение – результат передозировки какого-то конкретного тяжелого металла?
- Мы подошли вплотную к тому, чтобы сделать выводы на этот счет. Но к выпадению волос чаще ведет сразу целый комплекс недугов: снижение иммунной защиты, сбои в эндокринной системе, нарушения в минеральном обмене. Обычно к нам приходят пациенты, которые уже везде побывали: у аллергологов, дерматологов, иммунологов. Детям облысение доставляет неимоверное страдание, и у нас они вместе с родителями ищут спасения.
- Часто удается помочь?
- В эффективности разработанной методики убеждались не раз. Нередко даже самим не верится, когда смотрим на еще недавно совсем лысого ребенка, без бровей и ресниц, у которого, как парик, начинают отрастать волосы. Недавно вот так, прямо на глазах, преобразилась семнадцатилетняя девушка. Для нее это – как новое рождение на свет.
Причину надо искать не только в переизбытке каких-то микроэлементов. Бывает, начинаем лечить, а эффекта нет. Выясняется, что у ребенка одних микроэлементов переизбыток, других недостает и их надо восполнять. Коварство дисбаланса в том, что чаще высока концентрация именно токсичных элементов, а в дефиците - необходимые для жизнедеятельности растущего организма. Как найти золотую середину? Такие случаи наиболее сложны для лечения. Еще одну группу составляют дети, у которых все микроэлементы находятся на очень низком уровне.
- Насколько велик риск для каждого из нас в связи с тем, что окружающая среда напичкана токсичными элементами?
- Риск большой – об этом уже можно сказать однозначно. Наша задача – обобщить медицинскую практику и выявить систему риска. Чтобы точно знать, какой из факторов загрязненной окружающей среды откладывает на нашем здоровье самый тяжелый отпечаток.
Автор: Надежда БРАЖИНА, «Владивосток»