«ДВМП» держит курс в штормовом море рынка
Вот и отошло в историю, как уже сообщал “В”, очередное годовое собрание акционеров в крупнейшей судоходной компании страны – ОАО “Дальневосточное морское пароходство”. Однако в московских и местных СМИ продолжают расходиться круги от информации, запущенной в оборот в самый канун собрания: контрольный пакет акций пароходства поменял своего хозяина. Каково реальное положение дел, что здесь правда, а что вымысел – прокомментировать эти вопросы наш корреспондент сразу после завершения собрания попросил генерального директора ОАО “ДВМП” Александра Луговца.
Вот и отошло в историю, как уже сообщал “В”, очередное годовое собрание акционеров в крупнейшей судоходной компании страны – ОАО “Дальневосточное морское пароходство”. Однако в московских и местных СМИ продолжают расходиться круги от информации, запущенной в оборот в самый канун собрания: контрольный пакет акций пароходства поменял своего хозяина. Каково реальное положение дел, что здесь правда, а что вымысел – прокомментировать эти вопросы наш корреспондент сразу после завершения собрания попросил генерального директора ОАО “ДВМП” Александра Луговца.
- С вашего позволения, я бы начал не со слухов. К сожалению, в России сегодня очень низкая акционерная культура. Можно пытаться спорить с таким утверждением, можно сожалеть, но это объективная реальность. Я понимаю, конечно, что акционерную культуру, как и любую другую, за несколько лет не воспитаешь и не привьешь, что для этого нужна долгая, кропотливая и целенаправленная работа, но факт остается фактом. Можете считать это моей личной оценкой, но она касается и поведения отдельных держателей акций, и подчас реакции общества в целом на события в том или ином акционерном обществе.
Ясно, что в первую очередь внимание привлекают так называемые жареные, сенсационные факты. И для того чтобы сделать их таковыми, надо немногое – прежде всего выдернуть их из контекста. С трибуны собрания я уже говорил о том, что за 11 лет существования ОАО “ДВМП” с его акциями совершено более 47 тысяч операций. Большая часть, конечно, с незначительными количествами ценных бумаг, но и серьезные пакеты тоже не раз переходили из рук в руки. Было время, буквально несколько лет тому назад, когда консолидированный пакет акций, близкий к контрольному, оказался в руках иностранных акционеров. Тогда это многих встревожило. Хотя, поверьте, в ту пору мне довелось быть председателем наблюдательного совета общества – иностранцы были в той ситуации отнюдь не худшими акционерами. И в первую очередь, именно за счет той самой акционерной культуры, о которой мы говорили выше, – они точно знали, чего следует добиваться, четко формулировали вопросы, и более того: стратегический план развития пароходства на 10 лет, по которому компания развивается и сегодня, принят во многом при их активном участии.
Однако в силу целого ряда причин отношения с иностранными акционерами не сложились, они начали чувствовать себя здесь недостаточно уютно. И постепенно контрольный пакет, а затем и почти все 100 процентов акций общества вновь оказались у россиян. Но если иностранцы – на том еще этапе – приобретали их преимущественно у владивостокских собственников, то теперь большая часть наших акций оказалась в Москве.
Вправе ли эти новые собственники – как, впрочем, и любые другие – распоряжаться акциями по собственному усмотрению? Абсолютно! Можем ли мы вмешаться в этот процесс? Да практически никак! И это совершенно естественно, потому что при любой сделке нашего мнения никто не спрашивает, да и не должен спрашивать, а акции пароходства выступают исключительно как объект купли-продажи между двумя субъектами – покупателем и продавцом.
Еще одна характерная закономерность: при всем огромном количестве сделок, совершенных и совершаемых с нашими ценными бумагами, усматривается вполне отчетливая тенденция: акции стремятся к консолидации. Что тоже вполне объяснимо, особенно если покупатель отдает себе отчет в специфике нашего общества. Мы ведь не нефтяная компания, и в случае, к примеру, очередной войны в Заливе наши прибыли не подскочат, а в случае обвала цен на нефть наши доходы не упадут. Во всем мире акции судоходных компаний считаются не особо “профитными”, но обладают высокой степенью ликвидности, то есть надежности вклада денег.
Говоря о консолидации, добавлю, что существуют разные “пакетные рубежи”, имеющие разные степени притягательности – в зависимости от задач, которые ставит перед собой покупатель. В законе все это достаточно четко прописано: какие права дают собственнику 2 процента (+1, естественно), какие – 10, 25, 50, 75 процентов и так далее. Отсюда и притягательность того или иного пакета, и цена в пересчете на одну акцию. Понятно, что цена этой акции в 25-процентом пакете будет выше, чем в 35-процентном, а в 50-процентном она станет еще выше.
Поэтому и при подготовке к продаже определенные пакеты стараются блокироваться вместе для достижения означенных “пакетных рубежей” и – естественно – более высокой цены. Именно это, собственно говоря, и произошло в самый канун нашего последнего акционерного собрания, когда – насколько мне известно – начала осуществляться одна из самых крупных сделок с акциями ОАО “ДВМП”, т. е., как говорят специалисты, деньги начали движение, а акции пошли против денег. Выставленный к продаже еще в начале года консолидированный пакет включал в себя более 50 процентов наших акций – в него входили 19,99 процента, принадлежащих ООО “Фирма Аметист”, 19,8 процента, принадлежащих ООО “Кортрес”, к ним посчитали выгодным для себя (!) присоединиться другие, более мелкие акционеры.
Естественно, что такой пакет, превышающий контрольную цифру в 50+1, обладал высокой привлекательностью, и на него сразу же нашелся целый ряд покупателей. По нашей информации, даже на российском, отличающемся известной аморфностью и инертностью фондовом рынке на него сразу же объявилось порядка семи заинтересованных покупателей. Некоторые из них вступали с нами в довольно интенсивный контакт, интересовались деятельностью компании, ее активами, перспективами развития. И не будет преувеличением сказать, что за контрольный пакет акций общества развернулась если не борьба, то довольно жесткая конкуренция. Победил, как и положено на цивилизованном рынке, обладающий наибольшими финансовыми возможностями.
Однако называть имя покупателя я считаю не только некорректным, но и преждевременным. По одной простой причине – пока что он просто не существует. Потому что согласно действующему российскому законодательству до тех пор, пока физическое или юридическое лицо, владеющее акциями, не внесено в соответствующий реестр, никакого отношения к данному предприятию оно не имеет. Помните, я говорил, что деньги и акции начали встречное движение между продавцами и покупателем еще до собрания? Однако в собрании принимали участие и голосовали по всем вопросам (включая, естественно, выборы членов наблюдательного совета) те владельцы акций, что на момент проведения собрания были внесены в реестр. Вы их знаете.
Поэтому я хотел бы предостеречь многих скоропалительных «комментаторов» от рассуждений о новом держателе контрольного пакета, к каким финансово-промышленным группам он близок, какова финансовая сторона вопроса (это вообще является коммерческой тайной) и так далее…...
…...Как бы там ни было, но мы очень надеемся, что теперь к нам придет не просто акционер, играющий на рынке ценных бумаг, а реальный инвестор. Причем упаси бог примитивно понимать под этим словом человека, который вынимает из кармана пачку денег и вкладывает их в пароходство. Инвестор – понятие куда более интересное и широкое. Будучи владельцем весомой грузовой базы, например, осуществляющим серьезные экспортно-импортные операции, он вполне может предоставить пароходству возможность стать основным перевозчиком; если он представляет интересы солидной финансовой группы, то такими инвестициями может стать помощь в кредитовании (естественно, за риски пароходства) с целью реновации флота. Путей для делового, конструктивного сотрудничества много, и я полагаю, что уже недалекое будущее позволит нам расставить соответствующие акценты.
Комментировать же ситуацию в целом довольно сложно, потому что происходящие процессы вполне естественны и объективны – коль скоро акции оказались на свободном рынке ценных бумаг, то они имеют свободное хождение и могут быть приобретены кем угодно и в каких угодно количествах.
Единственное, что хотелось бы высказать, так это искреннее сожаление – ведь, по большому счету, любых мало-мальски тревожных для компании ситуаций изначально можно было избежать. Когда в начале 90-х пароходство акционировалось, то проводилось это мероприятие по специально нами разработанной «формуле справедливости», одним из ключевых понятий которой был тот факт, что 51 процент акций остается в руках трудового коллектива. Однако справедливость нуждается в защите. И такой механизм – причем тройной (!) защиты наших акций и акционеров - мы тоже разработали. К сожалению, отсутствие опыта (что естественно), излишняя вера в патриотизм не позволили довести эту работу до конца.
Но, как говорится, потерявши голову, по волосам не плачут. Тем более что жизнь не заканчивается завтра. И ОАО «Дальневосточное морское пароходство» остается стабильным, развивающимся предприятием, представляющим стратегический интерес для государства.
25 апреля пароходству исполнилось 122 года. В этой истории было много историй. Мы переживаем не худшую. Я желаю всем удачи.
P.S. Когда этот номер «В» уже был готов к печати, стало известно, что на очередном заседании наблюдательного совета, состоявшемся в Москве 28 апреля, по инициативе нового акционера – финансово-промышленной группы, контролируемой депутатом госдумы Сергеем Генераловым, – принято решение о проведении 5 июля внеочередного акционерного собрания.
Повестка дня включает вопросы о досрочном прекращении полномочий наблюдательного совета и выборах нового состава наблюдательного совета ОАО «ДВМП».
Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, «Владивосток»