Может ли триколор стать «удобным»?

В Находке состоялась конференция Дальневосточного отделения Российского союза судовладельцев (СОРОС), на которой представители морских компаний обсуждали проблемные вопросы в судоходстве и пути их решения. В том числе речь шла и о том, как восстановить статус великой морской державы России, то бишь вернуть наши суда под отечественный флаг.

25 апр. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1159 от 25 апр. 2002
В Находке состоялась конференция Дальневосточного отделения Российского союза судовладельцев (СОРОС), на которой представители морских компаний обсуждали проблемные вопросы в судоходстве и пути их решения. В том числе речь шла и о том, как восстановить статус великой морской державы России, то бишь вернуть наши суда под отечественный флаг.

Дальневосточный филиал СОРОСа создан шесть лет назад. В его секторе от Тикси до Посьета действует более 150 судоходных компаний самого разного толка и масштаба. 26 из них входят в союз. Среди них такие крупные, как Дальневосточное и Приморское морские пароходства. На конференции присутствовали руководители этих предприятий, а также представители ОАО «Дальморгеология», Владивостокского и Находкинского торговых портов, портовых администраций, Госкомрыболовства, ООО «Агентство ГиР», МГУ им. адм. Невельского, ООО «Ленатранс», ООО «Драган», судоходных компаний «Дальэко-Плюс», «Океанинтербизнес» и других.

Главной темой в числе прочих, сугубо специфических, стало продвижение закона «О Российском Международном реестре судов». Ситуацию в отечественном торговом флоте моряки оценивают как катастрофическую. Если на 1 января 1992 года под нашим флагом насчитывалась тысяча судов, то сейчас в Российском реестре состоит только 210 старых пароходов, которые через два-три года уже могут быть списаны. Остальные ушли под удобные флаги Кипра, Мальты, Либерии, Сейшелов и прочих, чьи условия позволяют уйти от грабительского российского налогообложения, или, как пошутил один из судовладельцев, налогооблАжения. Торговый флот сократился с 9,5 миллиона тонн дейдвейта в 1995 году до 4,8 миллиона тонн в 2002 году. За тот же срок валютные поступления от работы моряков уменьшились с 508,7 миллиона долларов до 195,6 миллиона. Плюс потеря налоговых отчислений в бюджеты всех уровней и рабочих мест как для плавсостава, так и для береговых служб.

В письме, подготовленном в адрес председателя правительства Российской Федерации Михаила Касьянова, СОРОС отмечает, что Россия продолжает терять статус морской державы, доля наших судоходных компаний во внешнеторговых перевозках резко уменьшилась, а валютные потери страны находятся на уровне 3 миллиардов долларов в год.

Под иностранными флагами сейчас ходят 186 российских судов. Как было сказано, новые суда строятся не за счет, а вопреки отечественной политике. Статистика свидетельствует, что из 117 судов, построенных для российских судовладельцев в 1992-2001 годах, 90 процентов имеют иностранный флаг. Кто мы, киприоты, мальтийцы или либерийцы? Это не феномен. Дело в том, что российские коммерческие банки обеспечивают кредитование судостроения только на короткий период и под высокие процентные ставки – до 14 процентов в валюте. Условия зарубежных банков более гибкие: они выдают кредиты на срок 7-9 лет под более низкие проценты. Но для обеспечения возвратности своих вложений иностранные кредитные учреждения требуют регистрации новостроев в странах удобного флага, и российские судовладельцы вынуждены выполнять эти требования. А при регистрации в собственной стране судов, приобретенных за рубежом, они сталкиваются с беспрецедентной практикой – необходима единовременная оплата налоговых и таможенных сборов, которые достигают 25 процентов от стоимости судна. Новый флот автоматически попадает в финансовую кабалу.

Есть и другие проблемы. Генеральный директор ОАО «Приморское морское пароходство» Александр Кириличев поделился опытом: мол, офф-шорные компании – далеко не сахар. Начинаешь вклиниваться в секторы рынка, тут же тебя начинают избивать, подставлять, в переносном, конечно, смысле. Нет никакой чистой конкуренции, у тамошнего рынка свои законы. В результате страдают моряки.

Новый закон, который необходим судовладельцам как хлеб, списан с примера других развитых стран. За основу, как сказал президент СОРОСа Михаил Романовский, принят немецкий вариант. Есть Международные реестры в Испании и Италии. Показателен опыт Турции, где с июля 2000 года по сентябрь 2001-го зарегистрировались 350 судов ориентировочной стоимостью 3,5 миллиарда долларов, причем без привлечения бюджетных средств. Судовладельцы считают, что наиболее эффективным системным способом разрешения нашей кризисной ситуации является создание Российского международного реестра судов, то есть собственный удобный флаг.

Это подразумевает возрождение торгового флота России путем привлечения под российский флаг как ныне оперирующих под иностранными флагами отечественных и иностранных судов, так и строящихся, за счет благоприятных экономических, юридических, организационных и других необходимых условий, обеспечивающих все преимущества, которые уже есть у других.

Что обещают эксперты, которые работали над проектом? Они считают, что к 2010 году удастся без привлечения бюджетных средств создать торговый флот в составе 874 судов общим дедвейтом более 14 миллионов тонн и общей стоимостью около 9,7 миллиарда долларов. Они смогут освоить перевозки 135 миллионов тонн грузов. При этом, как утверждается, без сокращения существующей налогооблагаемой базы величина доходов, поступающих в федеральный бюджет от регистрации морских судов и судов «река-море», прогнозируется от 1,3 миллиона долларов в 2003 году. При этом будет образовано 18 тысяч рабочих мест на судах и около 50 тысяч на берегу. А еще стоит учитывать судостроителей и судоремонтников. Объем того же судостроения может увеличиться в 4-5 раз.

Судовладельцы надеются на продвижение проекта закона в Госдуме и правительстве РФ. Решающим станет специальный налоговый режим и освобождение от всех взимаемых пошлин и платежей судов, подлежащих регистрации в реестре, оборудования, материалов, предназначенных для строительства судов на предприятиях России. Кроме того, валютные доходы не должны подлежать обязательной продаже.

Что касается требований к экипажу, то под удобным российским флагом должны обязательно ходить капитан, старший помощник и радиоспециалист с российским гражданством, другие должности могут занимать как наши соотечественники, так и граждане иностранных государств и лица без гражданства.

Выступавшие на конференции отмечали, что самое заинтересованное ведомство – Министерство транспорта России как бы «за», но особой поддержки не осуществляет. Как, впрочем, и другие завязанные на эту проблему учреждения. А так хотелось бы настоящего государственного отношения.

Автор: Виталий ТУЗЮК, «Владивосток»