Упраздняй и властвуй, или Приморский передел

Что может измениться в крае с принятием закона о жизни и смерти муниципальных образований?

17 апр. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1154 от 17 апр. 2002

 Что может измениться в крае с принятием закона о жизни и смерти муниципальных образований?

Четыре жизненных вопроса

1. О чем речь?

Идея улучшения административно-территориального устройства Приморья далеко не первой свежести. Ученые работают над этим вопросом постоянно, порой к делу подключаются и чиновники. Так, еще восемь лет назад депутаты прочерепковской фракции «Наш город» поднимали этот вопрос, но по понятным причинам их инициатива захлебнулась.

Теперь проект закона «О порядке образования или упразднения муниципальных образований в Приморском крае» выдвинула команда Сергея Дарькина. В первом чтении проект был принят еще в феврале. Однако на мартовских прениях победоносный шаг прогресса запнулся. Во втором и третьем чтениях законопроект, получивший новое название «О порядке образования, объединения, преобразования, упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований», должен быть принят 18 апреля. Этот закон и станет механизмом легальной «перетряски» районов. Кстати, учеными ДальНИИС и ТИГ разработано целых три концепции передела. Первоочередная предполагает объединение городских и районных администраций в тех местах, где они по-прежнему разделены (Дальнереченск, Спасск-Дальний, Партизанск), объединение Арсеньева с Анучино и др. Более «продвинутый» план придает ряду поселков статус городов, возвращает Большому Камню статус центра Шкотовского района. Самая радикальная идея - возврат к дореволюционной (уездной) системе территориального деления.

2. Кому и зачем это нужно?

Главным результатом возможного принятия закона должно стать уменьшение количества муниципальных образований Приморья. Сегодня их 39; посовещавшись с учеными, губернатор назвал число 15. Смысл простой – сократить расходы на содержание администраций, повысить управляемость глубинкой, уменьшить разрыв жизненного уровня между зажиточными и нищими районами, приспособить устаревшие границы к новым реалиям.

Необходимость подобной оптимизации особых возражений не вызывает. Однако нельзя забывать о конкретной политической ситуации. В этом ракурсе попутным (а может, как раз основным?) итогом урезания районов станет увеличение зависимости глав местных администраций от губернатора. Оговоренное в законопроекте условие «с учетом мнения населения» мало что меняет. Сугубо хозяйственная административно-территориальная реорганизация оборачивается политическим переделом с масштабными кадровыми перестановками в звене районных глав – одном из сложных и часто неудобных для края чиновничьих корпусов. Не секрет, что именно «административный ресурс» местной власти является одним из главных факторов в постановке галочек и крестиков в избирательных бюллетенях. А в обсуждаемом законопроекте участь глав преобразуемых районов прописана довольно жестко…...

3. Кто выиграет и кто проиграет?

Если «перетряску» провести умно, то, по идее, должны выиграть все приморцы. Что касается представителей власти, то ясно просматривается политический выигрыш губернатора и яростное кусание локтей главами районов. Согласно упомянутому законопроекту «главы объединяющихся, присоединяющихся и разделяющихся муниципальных образований самостоятельно принимают решения о досрочном прекращении своих полномочий». Губернатор назначает и. о. взамен ушедшего руководителя – и при таком раскладе территория дожидается законных выборов нового главы. Чтобы спланировать исход этих выборов, интуиция Павла Глобы не нужна.

Одним словом, под теми мэрами, с которыми «Белый дом» не нашел общего языка, кресло закачается очень сильно. Не секрет, что краевые власти не жалуют Кавалеровский район, Дальнегорск, Арсеньев и др. Преобразованию могут подвергнуться не только далекие малонаселенные районы вроде Пожарского, но и Владивосток.

4. Почему сейчас?

После назначенных на июнь довыборов состав законодательного собрания Приморского края сильно обновится. Поэтому краевой администрации выгоднее пролоббировать принятие закона как можно скорей – с помощью теперешнего депутатского корпуса, с большинством членов которого у «Белого дома», похоже, наладились совет да любовь.





Валерий Розов, председатель комитета законодательного собрания Приморского края по региональной политике и законности:

- Закон лишь обозначит правовое поле, правила, по которым будет вестись игра. Чтобы объединить, например, район N и район M, нужно будет принять отдельный закон – это ведь является изменением административно-территориального устройства (АТУ). Поэтому все эти споры – спекуляция на незнании, в обсуждаемом законопроекте нет и не может быть конкретных названий, количества районов и так далее – этот закон может действовать хоть в Башкирии. Изменение АТУ невозможно без принятия в каждом случае отдельного закона и одобрения законодательного собрания. Поэтому никакой угрозы законопроект не несет, его уже давно нужно было принять. Почти у всех субъектов федерации подобные законы действуют, а мы все топчемся.





Матвей Романов, кандидат географических наук, заведующий лабораторией Тихоокеанского института географии ДВО РАН:

- Действительно, губернатор обратился к нам с просьбой помочь советом. Прошла перестройка, многие производства почили в бозе, в некоторых районах (как, например, Лазовский, Ольгинский) не осталось градообразующих предприятий. Эти районы не могут собрать достаточно средств в свои бюджеты, край их вынужден содержать. Поэтому нужно укрупнить районы таким образом, чтобы каждый из них стал экономически самодостаточным.

Уже можно говорить о необходимости включить во Владивосток Артем и часть Надеждинского района, объединить в единое МО Арсеньев, Анучино и Яковлевский район, передать Партизанский район Находке. Самое разумное - из нынешних 39 муниципальных образований сделать примерно 15. С другой стороны, нельзя и меньше, иначе районы края будут каждый размером с целую область центральной России. Был уже при Хрущеве такой опыт объединения сельскохозяйственных земель, когда всем от Спасского до Ханкайского района приходилось мотаться в райцентр – Камень-Рыболов.

Кроме того, у районных администраций часто раздуты штаты. Нужно разработать особые нормативы, которые с учетом численности населения и объемов промышленного производства в конкретном районе определяли бы предельное количество сотрудников администрации.

Впрочем, все эти варианты предварительны. Вероятно, мы еще будем заниматься этим вопросом, а Институт автоматики и управления разработает соответствующие математические модели.

Я думаю, если провести референдум, большинство населения признает необходимость укрупнения районов. Что касается субъективных факторов, влияющих на жизнь общества, то, конечно же, избавиться нельзя. Однако если руководствоваться экономическими и социальными интересами, то реорганизация необходима.

Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»