Маршруты Дальневосточного пароходства
19 апреля в ОАО “Дальневосточное морское пароходство” пройдет очередное годовое акционерное собрание. Интерес общества к этому событию закономерен – во-первых, “ДВМП” фактически является сегодня ведущей транспортной, судоходной компанией России; во-вторых, и для Владивостока, и для Дальнего Востока в целом пароходство давно уже является своеобразным мерилом стабильности – если продолжается судоходство под российским флагом, значит, продолжается жизнь.
19 апреля в ОАО “Дальневосточное морское пароходство” пройдет очередное годовое акционерное собрание. Интерес общества к этому событию закономерен – во-первых, “ДВМП” фактически является сегодня ведущей транспортной, судоходной компанией России; во-вторых, и для Владивостока, и для Дальнего Востока в целом пароходство давно уже является своеобразным мерилом стабильности – если продолжается судоходство под российским флагом, значит, продолжается жизнь.
С чем пришла компания к новому рубежу? Об этом корреспондент “В” беседует с генеральным директором ОАО “ДВМП” Александром ЛУГОВЦОМ.
- Александр Анатольевич, готовясь к нашему разговору и просматривая цифры, с которыми пароходство завершило минувший год, я обратил внимание на буквально взрывообразный рост доходов от работы транспортного флота (а это главный показатель для судоходной компании) – 57,4 миллиона долларов в 2001 году против 33,8 миллиона в 2000-м. Вообще-то ведь даже рост на несколько процентов уже считается успешным показателем. А тут такой скачок! Откуда что берется?
- Давайте прежде всего определимся, что пароходство – это предприятие, которое могло, может и будет иметь возможность прилично зарабатывать. Причем главное и самое ценное в этом заработке, что он достигается исключительно на предоставлении транспортных услуг, без вывоза каких бы то ни было национальных ресурсов. Это – принципиально.
Что касается прибыли, то самая примитивная формула ее понимания состоит в том, что прибыль – это разница между доходами и расходами. А значит, чтобы увеличить прибыль, надо или больше зарабатывать, или меньше тратить. Если скрупулезно смотреть наш баланс, то видно, что доходная часть хоть и выросла, но незначительно. А вот расходы мы сумели “поджать” очень и очень ощутимо.
В пароходстве есть стратегический план развития компании – на 5-10 лет вперед. Но есть и оперативное планирование – когда ставятся ясные и четкие задачи на ближайший год. Так вот минувший, 2001 год у нас был объявлен годом максимального сокращения расходов. Думаю, что во многом мы сумели добиться выполнения поставленной перед коллективом задачи.
- Попытаюсь поймать вас на некотором лукавстве. Вы говорите о максимальном сокращении расходов, но при этом не далее как с 1 ноября минувшего года зарплата большой части плавсостава увеличена на 35 процентов. А ведь фонд заработной платы в расходах – один из самых емких пунктов…
- Во-первых, давайте договоримся, что без расходов не бывает доходов. А во-вторых, это как раз те самые расходы, которые предполагают повышение доходной части. Не платят плохому работнику хорошую зарплату – и наоборот. Нельзя добиться хорошей работы при унижающей человека зарплате. Мы должны покупать за хорошие деньги хорошую, квалифицированную рабочую силу; точнее даже – хороший продукт труда. Пойдем дальше: за счет чего мы повышаем заработную плату? В первую очередь, за счет сокращения количества людей, эту самую зарплату получающих. И, кстати, в целом по пароходству фонд заработной платы несколько уменьшился. Поэтому, выступая перед уважаемыми акционерами, я могу прямо сказать: “Либо плохая работа за плохую зарплату, либо хорошая работа за чуть более приличные (это еще не хорошие) деньги – при общем сокращении расходов”.
И мы будем добиваться именно высокого качества труда, до минимума снижая коммерческий брак. Потому что и такие случаи, к сожалению, бывают. Взять, скажем, одно из ЧП прошлого года, когда исключительно по вине экипажа ущерб, причиненный пароходству вследствие неграмотных действий, приблизительно оказался равнозначен средствам, которые были бы необходимы для годового увеличения зарплаты всему флоту еще на 30 процентов. Именно по таким причинам – надо отдавать себе в этом отчет – заработок моряков растет не так быстро, как хотелось бы. Тем не менее мы будем делать в этом направлении все, что в наших силах.
Причем я хотел бы особо подчеркнуть, что осуществленные действия – отнюдь не какая-то разовая инициатива. Это неукоснительное выполнение комплекса мер и задач, определенных стратегическим планом развития компании, который, к слову, был принят еще до моего заступления на “вахту” генерального директора…...
- …Правда, вы тогда были председателем наблюдательного совета компании…
- …...Да. Но я хотел бы лишь подчеркнуть, что мы действуем отнюдь не импульсивно. Мы дотошно и въедливо выполняем стратегический план ОАО “ДВМП”. И уже, допустим, на текущий год главная задача поставлена так: максимальное повышение доходной части при оптимизации (это не сокращение, это несколько иное) расходов. И это тоже совершенно осознанное действие: разобравшись с расходами, мы начинаем активно работать над увеличением доходной части.
Причем первые шаги, задел, скажем так, был сделан уже в прошлом году. Одной из главных задач стало максимальное закрепление за пароходством стабильной грузовой базы, ее, если хотите, обустройство. Вторым приоритетом стал поиск возможностей и средств на воспроизводство транспортного флота – нашей важнейшей составляющей. И здесь нам тоже удалось добиться известных подвижек. Мы профинансировали 3 миллиона долларов Амурскому судостроительному заводу (и еще полмиллиона уже в этом году) на завершение строительства по нашему заказу теплохода “Уссури”. Очень надеюсь, что в течение ближайшего месяца судно войдет в состав действующего флота ОАО “ДВМП”. В самом конце минувшего года мы подписали с китайской судостроительной верфью соглашение на строительство 3+1 в опционе лесовозов-пакетовозов дедвейтом 6,5 тысячи тонн каждый. Буквально пару недель назад получена лицензия Центробанка РФ на производство платежей в период строительства, и уже в апреле первый платеж мы осуществим. Эти суда должны вступить в строй в 2003 году. Не стоит, наверное, и говорить о том, что инвестиции в новое судостроение – это инвестиции в будущее.
- Вопрос чуть в сторону от акционерного собрания. Вот уже который год подряд “ДВМП” занимает одно из первых мест в составляемом краевой налоговой инспекцией рейтинге крупнейших налогоплательщиков Приморья. Конечно, можно говорить о не преодоленном пока кризисе в экономике. И все-таки: не странен ли этот факт – что вы обгоняете и рыбных “королей”, и тех, кто занимается лесом?..
- А вы знаете, меня этот факт совершенно не радует. Потому что это совершенно неправильно с точки зрения экономики. Мы – перевозчики, мы оказываем транспортную услугу. Для грузоотправителей и грузополучателей наша работа – это транспортные издержки. То есть моя доходная часть – это расходная часть реального сектора экономики. И когда мы вдруг становимся ключевыми налогоплательщиками...… Называется все это – искривленная экономика. И ни для нашего края, ни для страны в целом это отнюдь не полезно.
Налоги – вообще тема для отдельного разговора. Чтобы не касаться ее в целом, скажу лишь в двух словах, что сейчас и президент, и законодательная власть постепенно пытаются выправлять сложившуюся в налоговой области ситуацию, которая близка к абсурдной. Потому что когда государство бедное – это, конечно, плохо. Однако если оно бедное, но при этом еще и жадное и глупое, то оно всегда будет бедным.
А что касается кризиса, то здесь мое глубокое убеждение состоит в том, что либо мы выкарабкаемся из него все вместе, либо не выберется никто…...
- Вернемся к предстоящему собранию. Акционерное общество создается – как написано и в законе, и в вашем уставе – ради получения прибыли, которая предполагает выплату дивидендов…
- Совершенно правильно. И смею вас заверить, что мы (это не мое личное решение, так решил прошедший недавно совет директоров) будем предлагать собранию акционеров направить всю прибыль на выплату дивидендов. Прибыль в этом году невысокая (учитывая, что максимум возможных средств мы стараемся направлять на поддержание и реновацию флота) – всего около 8 миллионов, - и всю ее директора предлагают направить на дивиденды.
- Кстати, о совете директоров – в нашей газете в соответствии с законодательством публикуются его решения. В одном из них, недавно опубликованном, речь шла о том, что совет директоров будет предлагать акционерному собранию уменьшить число членов совета с 11 до 9 человек…
- Да. Дело в том, что вступил в силу новый закон об акционерных обществах. И законодатель, приводя в порядок акционерные дела по стране, принял в том числе и такое решение, что отныне голоса директоров не передоверяются – допускается только личное присутствие для участия в обсуждении той или иной проблемы. Отсюда возникают вопросы кворума или правомочности заседания совета. Во-вторых, в соответствии с новым законодательством понижен барьер участия членов правления компании в совете директоров. Ну и, наконец, третье: за последнее время произошло известное перераспределение акций нашей компании. В большей части иностранных акционеров заместили “московские”, скажем так, владельцы пакетов акций. И поэтому – учитывая понятную мобильность членов совета – мы уже несколько последних заседаний совета директоров провели в Москве.
Так что любителям искать какие-то подвохи или подводные течения не стоит этим заниматься. Скажу вам более того – в первый раз предложение довести численный состав совета директоров ОАО “ДВМП” до девяти человек было озвучено еще шесть лет назад. Это вполне оптимальное количество для работоспособного органа. И я надеюсь, что собрание утвердит предложение совета директоров.
- Личный вопрос: если не секрет, на сколько у вас контракт?
- Не секрет: на пять лет.
- То есть служить еще как медному котелку… Хомут не пугает?
- Ну, может, не медному, а алюминиевому...… А что касается хомута, я вам так скажу: если работа вдруг покажется мне хомутом, то я начну маски из дерева резать (поверьте – умею!) и этим точно как-нибудь прокормлюсь.
Нет, работа сейчас стала интересная. Резко выросла ответственность – и моя, как генерального директора, и всего управленческого аппарата. Причем если раньше она была в большей части исполнительская, то сегодня на первый план выходят такие понятия, как самостоятельное мышление, ответственность, организаторские способности и – хотите вы этого или нет – патриотизм. И в первую очередь патриотизм по отношению к собственному предприятию. В пароходстве, по большому счету, случайные люди никогда особо не задерживались, однако сегодня цена этих качеств возросла многократно. Судьба многих судоходных компаний страны известна; и то, что ОАО “ДВМП” остается сегодня крупнейшим транспортным предприятием России, развивается, строит новый флот, регулярно повышает зарплату коллективу, думаю, все это подтверждает мои слова с достаточной степенью наглядности.
Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»