По большому барьерному кругу
Чиновники – народ умный и психологически гибкий. В своем развитии бюрократический бизнес идет впереди тех, кто пытается делать деньги на чем-то реальном: производстве колбасы, продаже телевизоров, услугах населению. Но и предприниматели подтягиваются. В условиях, когда им шагу не сделать без «попечительства» наставников из кабинетов, отсеиваются слабые и неспособные, остаются сильные и мужественные.
Чиновники – народ умный и психологически гибкий. В своем развитии бюрократический бизнес идет впереди тех, кто пытается делать деньги на чем-то реальном: производстве колбасы, продаже телевизоров, услугах населению. Но и предприниматели подтягиваются. В условиях, когда им шагу не сделать без «попечительства» наставников из кабинетов, отсеиваются слабые и неспособные, остаются сильные и мужественные.
Как договоримся
Коммерсант из приморской глубинки решил расширить свой небольшой магазин, расположенный на первом этаже пятиэтажки, за счет соседней квартиры. Перепланировка первого этажа жилого дома – дело очень серьезное. Если каждый хозяин, обосновавшийся здесь с магазином или фирмой, будет делать ее как вздумается, дом может рухнуть, поэтому нет ничего удивительного в том, что нашего героя «пустили по кругу» всевозможных согласований, комиссий, разрешений, актов. Действует целая система контроля. Но, попав в жернова этой машины, предприниматель со всей очевидностью убедился: прежде всего, эта система направлена на то, чтобы как можно больше из него выжать, а не на то, чтобы все было сделано «по уму». Требований предъявляется масса, но это совсем не значит, что они будут выполняться: «Тут как договоримся».
- Поборы начинаются задолго до того, как человек решает предпринимательством зарабатывать на хлеб, - описывает ситуацию собеседник. – Для меня это уже пройденный этап, но ведь и дальше ничего не меняется. Расширение магазина – вроде бы рядовой рабочий момент. Но мне года не хватило, чтобы приступить наконец к реконструкции. Со строителями проблем нет: сделают быстро и качественно. Но пока до этого дело никак не дойдет, забуксовав на стадии предварительных разрешений и согласований. Пишешь заявление – оно долго ходит по инстанциям; обращаешься в комиссию (торговую, земельную, по недвижимости и т. д.) – неделями ждешь ее заседания и своей очереди; начинаешь утверждать решение комиссии в кабинетах начальников – у них то обед, то совещание, то отпуск. Зачем их подписи после того, как несколько комиссий уже вынесли решение?
И за каждую подпись, за каждую бумажку надо платить. Суммы от солидных до вроде бы мелких, но, вместе взятые, они нарастают как снежный ком. У меня закрыт магазин, выручки нет, подходит время возвращать не только проценты, но и кредит, взятый на реконструкцию...
Жалость за наличку
Чиновники ссылаются на правительство, инструкции, ворчат на бюрократическое государство. Но могут и пожалеть, войти в твое положение.
«Экологическая экспертиза проекта обойдется вам в 18 тысяч рублей. Я вас хорошо понимаю, дорого...… Попробую помочь. Платите половину, без налогов… и наличкой».
Психологически все было рассчитано, - слушаю дальше. - До этого я несколько раз натыкался на железобетонную стену: «приходите завтра», «приходите в четверг». И так полтора месяца!
Я посоветовался с юристом, существует ли закон, который может защитить предпринимателя в такой ситуации. Нет такого закона. Если меня что и охраняет, так это мои личные знакомства.
- Вы заплатили наличкой в отдел экологии?
- Еще чего. Они думали, что после изматывающих «завтра-послезавтра» возьмут меня тепленьким (после 18 тысяч 9 покажутся верхом счастья), что я еще сверху шоколадку положу. Договорчик заготовили. Но я должен знать, за что платить. «Экологическая» дама не стала утруждать себя объяснениями: «Вы все равно ничего не поймете, у нас свои СНиПы, нормы, мы сами замеряем выбросы».
Может быть, вы думаете, что у меня экологически вредный магазин? Книжный!
Встать со стула стоит дороже
Реконструкция магазина оборачивается для предпринимателя аккурат повторением маршрута, пройденного при его открытии. Надо вывести из жилого фонда новые квадратные метры, добиться разрешения на отвод земли и ее аренду, не подставить себе подножку и не испортить отношения с кем-то из чиновников, когда начнутся согласования по проекту...… Итак, первым делом выбираем площадку.
- А что ее выбирать, если уже дом стоит?
- Я тоже считаю, что вещи должны называться своими именами, но документ, который мне дался большой кровью, так и называется – «акт обследования и выбора площадки». В нем есть даже о том, что на этом участке «почвы суглинистые, ветер северо-западный». Как будто речь идет о возведении нового здания в чистом поле, а не о построенной давным-давно пятиэтажке. «Вы хотя бы со стула встали и пошли посмотрели», - предложил я рисующим с умным видом схему будущей строительной площадки. На что услышал: «Если встанем, это будет стоить дороже».
Но все-таки я заставил одного чиновника отправиться на место, заверив, что готов заплатить любые деньги. Если, конечно, увижу, что при обследовании «строительной площадки» применяются новейшие методики, используются дорогие инструменты. Всю дорогу он пытался меня урезонить: «Вот вы сколько получаете?» Я объяснил, что это он ПОЛУЧАЕТ, а предприниматели ЗАРАБАТЫВАЮТ. И они никогда не будут впустую тратить время, делая вид, что заняты важным делом. В конце концов гость послонялся по магазину и согласился на компромисс: «Да мне бы только пачку бумаги…»...
Мелочь, конечно, как, например, и те 200 рублей, которые запросили за согласование проекта (то есть за подпись) в отделе по труду. «А счет выпишете?» «Это нежелательно», - был ответ. Так на каждом шагу.
Слой штукатурки не соответствует
- А не сами ли вы приучаете чиновников к легким деньгам, стараясь проигнорировать предъявляемые требования?
- Я никогда ничего не имею против нормальных, оправданных требований. Тем более если это касается безопасности покупателей, работников магазина. Но беда в том, что подписи в бесконечных актах ее отнюдь не гарантируют.
Простой пример. У нас каждый месяц проверяют тетрадку учета инструктажей по противопожарной безопасности. При этом до последнего времени никто в магазине не мог пользоваться огнетушителями. Кому до этого какое дело? Или еще смешнее. Электрохозяйство магазина принимали в эксплуатацию организаций пять, не меньше. В итоге включаем свет, а он не горит! Пришлось звать дядю Васю.
Пожарная инспекция может с линейкой ходить и измерять, соответствует ли толщина штукатурки проекту (это у несговорчивых), а может на все закрыть глаза (у приближенных) и расписаться где надо.
Вопрос о целесообразности или о том, чтобы к тебе прислушались, не стоит. ОНИ всегда правы. Действует одна и та же схема: либо ты сумеешь понравиться и расположить к себе, либо тебя будут футболить, мариновать, приводить в чувство.
У меня есть выбор. Вариант первый: идти более коротким путем. Второй: мой магазин уже никогда не будет открыт.
В целях снижения уровня административных барьеров
и упорядочения деятельности контролирующих и инспектирующих органов необходимо:
· создать единую нормативную правовую базу, позволяющую унифицировать подходы федеральных, краевых и муниципальных властей по сокращению и недопущению создания новых административных барьеров, а также по вопросам снижения налогового бремени;
· осуществлять регулирование преимущественно через нормы прямого действия, установленные в законах, а не подзаконных актах;
· отменить подзаконные акты, которые препятствуют развитию малого предпринимательства и нарушают положения действующих законов, в том числе в сферах лицензирования видов деятельности, сертификации продукции, регистрации юридических лиц, аренды помещений и землеотвода;
· ввести ответственность должностных лиц за действия (бездействие), препятствующие созданию и деятельности малых предприятий, а также – обязанность по возмещению ущерба, возникшего в связи с превышением должностными лицами полномочий при проведении проверок;
· законодательно закрепить безвозмездность проведения обследований контролирующими и иными органами, финансируемыми из краевого бюджета или бюджетов муниципальных образований;
· установить ограничения на принятие органом государственного контроля (надзора) решения об остановке производственной деятельности малого предприятия при выявлении нарушений;
· установить ограничения по видам нарушений, по которым проверяющие (контрольные) органы имеют право применять финансовые санкции.
(Из концепции развития малого предпринимательства в Приморском крае)
Реестр распух
Для борьбы с противоправными действиями чиновников существует всем понятный механизм – обращение в правоохранительные органы.
- Предприниматель может, конечно, повозмущаться, выпустить пар, но он не должен думать, что кто-то другой схватит коррумпированного чиновника за руку, а сам останется в стороне, - считает начальник управления финансового оздоровления и поддержки предпринимательства краевой администрации Аврор Вонгай. – Если только вот так, бездоказательно «размахивать руками», мы никогда не изживем подобную практику.
- Думаете, это возможно?
- Надеюсь, что да. Для нашего управления эта проблема является самой острой и актуальной. Но понятно, что просто гасить очаги напряженности по жалобам и письмам очень сложно, хотя и этим мы тоже занимаемся. Без обратной связи тяжелый пласт с места не сдвинуть. И радует, что предприниматели стали все чаще приходить в администрацию со своими насущными заботами. Есть уверенность, что более тесному сотрудничеству и открытости будет способствовать формируемый сейчас общественный экспертный совет с участием представителей не только законодательной и исполнительной власти, но прежде всего самих предпринимателей.
Главная же наша цель – создать действенный механизм поддержки малого и среднего бизнеса, включающего, в частности, преодоление административных барьеров. Уже принята концепция по развитию и поддержке предпринимательства, на утверждении у губернатора находится разработанная в соответствии с ней долгосрочная краевая программа.
- Когда предприниматели жалуются на пресс непомерных платежей, речь не идет непременно о взятках или других незаконных поборах. Деньги могут брать на вполне законных основаниях, выписывать, как положено, счета. Но обложенным со всех сторон, им от этого не легче.
- По поручению коллегии при губернаторе края мы составляем сейчас реестр платных услуг, предоставляемых контрольно-надзорными органами на территории края, в том числе федеральными. Большинство учреждений уже дали ответы на наши запросы, сообщили о перечне услуг, по которым они работают с малыми предприятиями, о своих расценках. Сведенная воедино (пока обработана только часть сведений), информация заняла несколько газетных полос (через СМИ мы обратились с просьбой к предпринимателям оказать помощь в полном составлении реестра). Анализ реестра показывает, что предприниматели действительно находятся в тисках, с которыми невозможно справиться даже при средних доходах. А что делать тем, кто только становится на ноги? Суммы: от 1-2 МРОТ до десятков тысяч рублей! Практически со всеми органами государственного контроля сейчас ведется работа по уменьшению числа оплачиваемых услуг, по снижению их стоимости. Разграничиваем платежи, установленные в соответствии с законами, и те, что являются самодеятельностью ведомств. Думаю, что результаты будут. Ведь все прекрасно понимают, что именно непомерные нагрузки ведут к тому, что малый и средний бизнес уходит в тень. Чем большее число его представителей будет работать прозрачно, тем больше выиграют экономика и бюджеты различных уровней. Это хорошо понимает и новая краевая власть.
- Работников коммерческих банков вроде бы не назовешь чиновниками, но в стенах этих учреждений предприниматели испытывают проблем не меньше, чем в официальных кабинетах. Есть надежда на облегчение процедуры получения кредитов?
- Для этого предпринимаются не просто декларативные, а самые реальные меры. Одна из них – создание залоговых сумм, которые будут формироваться от перечислений из бюджета и других источников. Эти суммы будут служить гарантией перед банками для нуждающихся в средствах, и они будут аккумулироваться на расчетном счете нового фонда реконструкции, развития и поддержки предприятий и малого предпринимательства Приморского края.
- Новый фонд появился вместо старого, который себя скомпрометировал?
- Проверки показали, что у старого фонда не осталось никаких активов, одни долги, все – вплоть до последнего компьютера - было распродано и списано. Но разбирательства по старому фонду еще не завершены. Этим занимаются судебные и другие органы.
Счет нового фонда реконструкции и поддержки предпринимательства открыт в Приморском казначействе, и теперь каждый бюджетный рубль будет на виду. В его работе предполагается активное участие общественного экспертного совета. Предприниматели сами высказываются за то, чтобы бюджетные деньги не просто раздавались всем «сестрам по серьгам», а выступали в роли страховых сумм. Под гарантию государственной власти банки будут смелее работать по кредитованию предпринимателей.
Автор: Надежда БРАЖИНА, "Владивосток"