Тромбы в транспортных артериях
На двух многолюдных VIP-встречах транспортников Москвы, Приморья и зарубежных стран, прошедших во Владивостоке на минувшей неделе, шла речь о препятствиях, мешающих органичному встраиванию нашего края и остального Дальнего Востока России в межконтинентальный транспортный комплекс «Европа - Азия - Америка». К сожалению, пока Приморье не может достойно играть отведенную ему роль перевалбазы.
На двух многолюдных VIP-встречах транспортников Москвы, Приморья и зарубежных стран, прошедших во Владивостоке на минувшей неделе, шла речь о препятствиях, мешающих органичному встраиванию нашего края и остального Дальнего Востока России в межконтинентальный транспортный комплекс «Европа - Азия - Америка». К сожалению, пока Приморье не может достойно играть отведенную ему роль перевалбазы.
Банальную финансовую нехватку в этой ситуации отличают некоторые характерные штрихи. Иностранные инвесторы в принципе согласны помочь своим толстым кошельком – транспорт, известно, дело доходное. Но, по словам вице-губернатора Игоря Иванова, желают получить за это возможность прямого управления транспортным бизнесом. Нам пойти на это не дает патриотизм. Кстати, замминистра транспорта РФ Вячеслав Рукша предлагал либерализовать порядки на морском участке Транссиба и приветствовать приход иностранных фирм, но встретил резкую отповедь гендиректора Дальневосточного морского пароходства Александра Луговца, поддержанную и другими судовладельцами.
Поднять транспорт при помощи российского капитала сложно: отечественные банки более 90 проц. всех кредитных ресурсов выдают на срок менее одного года, что в данной отрасли бизнеса неприемлемо. А развивать базу за счет собственного капитала не с руки – сразу же повышаются тарифы и падает конкурентоспособность российских коммуникаций. Груз, естественно, утекает в порты Китая и Кореи. Параллельно стареет отечественный транспорт всех видов - на начало 2002 года в Приморье уровень износа достиг 65-70 процентов и останавливаться не собирается.
Тем не менее участники Восточной конференции грузовладельцев не считают возможности российского транспортного комплекса исчерпанными. В 2001 году объемы перевалки грузов через морские порты Дальневосточного бассейна России увеличились по сравнению с 2000 годом на 6 проц., составив 51,6 млн. тонн. В то же время в прошлом году порт Находка был загружен лишь на 60 проц., а хрустальная надежда большого бизнеса порт Восточный - на 80. Виной тому – непрекращающийся рост железнодорожных тарифов по Транссибу, а также скидки, предоставляемые министерством путей сообщения при перевозке российских внешнеторговых грузов через порты Финляндии, Украины и стран Балтии.
Для перетягивания грузов на Приморье приняты, в частности, решения о развитии портов Восточный и Находка. В первом планируется построить перегрузочные комплексы для сжиженного газа мощностью 1 миллион тонн в год и комплекс для нефтепродуктов мощностью 4 млн. тонн. Находке «светит» возведение перегрузочного комплекса для генеральных грузов и контейнеров.
Главные стратегические проекты, призванные развить приморские «точки роста», называются по-военному лаконично – «Туманган», «Транссиб», «Восток - Запад». Последний интересен тем, что должен перетянуть на себя часть американско-китайских грузов.
Что действительно изменится в работе транспортного комплекса Приморья – покажет время. Кстати, одним из итогов Восточной конференции грузовладельцев стало учреждение координационного совета по регулированию работы транспортных узлов Дальневосточного региона. О насущной необходимости этой согласительной структуры говорили давно.
Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»