Почем «дровишки»?
Когда речь заходит о торговле подержанными вещами, в памяти всплывает образ комиссионного магазина. Но, строго говоря, торговля секонд хэнд не всегда является комиссионной.
Когда речь заходит о торговле подержанными вещами, в памяти всплывает образ комиссионного магазина. Но, строго говоря, торговля секонд хэнд не всегда является комиссионной.
Торговля вещами, бывшими в употреблении, дает шанс сэкономить и удовлетворить потребность в некоторых товарах при относительно невысоких расходах. Если вас в меньшей степени интересует сам холодильник, чем производимый им холод, то в магазине секонд хэнд вы наверняка найдете что-нибудь подходящее. Не возникнет проблем и при необходимости избавиться от, например, старой мебели. Один телефонный звонок, и к вам на дом приедет представитель фирмы, торгующей подержанными вещами. Он назовет цену, по которой готов приобрести тот или иной предмет, и, если предложение приемлемо, скупщик, рассчитавшись наличными, избавит бывшего владельца от лишних хлопот по вывозу.
В редакцию “В” обратилась пенсионерка Надежда Георгиевна Смирнова. В своем письме она сетует на то, что комиссионная торговля подержанными вещами превратилась в скупку. По мнению Надежды Георгиевны, коммерсанты скупают старую мебель и бытовую технику на дому по сильно заниженным ценам, а сами магазины, торгующие подержанными вещами, служат прикрытием для сбыта краденого добра.
От комиссии до коммерции
Куда подевались комиссионки советской поры? Через них каждый имел возможность по низкой цене купить не новую, но нужную вещь, или ненужную, но красивую, или не купить, а продать, и не по низкой цене, а по сходной... «Классическая» комиссионка являлась единственной лазейкой для проявления предпринимательских наклонностей советского человека. Именно через эти оазисы экономической свободы в конце 80-х – начале 90-х, во времена дефицита и политической либерализации, в страну стали проникать “блестящие диковинки” заграничного производства. Пестрое великолепие с цветастыми этикетками заполнило собой все комиссионки, превратившиеся в универмаги ларечного типа. Цены “подросли”, а слова “комиссия” и “коммерция” стали синонимами.
Торговля вещами, бывшими в употреблении, благодаря сложившемуся стереотипу до сих пор воспринимается как комиссионная, хотя таковой является лишь отчасти. Многие из нынешних комиссионных магазинов торгуют специально завозимыми из соседних Кореи и Японии телевидеоаудиоаппаратурой и бытовой техникой. Так уж повелось, что даже секонд хэнд у нас импортный. Моряки, “таская утиль”, неплохо на этом зарабатывают. В Японии холодильник обходится в 20-50 долларов, а то и бесплатно; скупщик, приобретая тот же холодильник с борта судна, платит 30-150 долларов, само собой, рассчитываясь наличными.
Торг уместен
Магазины, в общем-то, принимают на комиссию вещи от населения, но, исходя из простой арифметики - купить подешевле, продать подороже, сначала предлагают за принесенный товар свою цену, с расчетом на месте.
Если вещь оставляется на комиссию, то между комитентом (лицом, передающим товар для продажи) и комиссионером заключается договор, в котором описываются условия сделки, разграничиваются обязанности сторон, а также устанавливаются сроки реализации товара и процент комиссионного вознаграждения. Обычно типовой договор предусматривает право комиссионера в случае, если вещь не продана в указанный срок, снижать цену. При возврате товара комитент обязан оплатить хранение. Размер комиссионных согласно сложившейся практике составляет 20-40 процентов и зависит от размера вещи.
Для предпринимателя комиссионная торговля хороша тем, что, не требуя денежных вложений в товар, приносит гарантированный доход, но в то же время схема “купи - продай” проще и удобней. Торговец, приобретая вещь в собственность, распоряжается ею по своему усмотрению, при необходимости ее ремонтирует и сам назначает цену. Продав диван перекупщику за 500 рублей, в магазине вы его увидите за 3 тысячи, а впрочем, вы его, возможно, даже не узнаете.
Многим, кто до 98-го года имел возможность покупать бытовую технику, аппаратуру, сейчас приходится туго. Вот они и становятся желанными клиентами такой торговли. Таким образом, продавая в частном порядке через магазин секонд хэнд вещь, можно либо быстро и без забот получить за нее деньги, либо, если предлагаемое вознаграждение покажется недостаточным, сдать ее на комиссию, но при этом быть готовым к выполнению условий договора.
Стоит добавить несколько слов об интимном, а именно - о налогах и “наварах”. Гражданин, получив дополнительный доход от продажи имущества, должен отразить данный факт в налоговой декларации. Предприниматель обязан представлять в налоговую инспекцию сведения о физических лицах, реализующих свое имущество в комиссионках. Ясно, что делиться сокровенным с налоговым инспектором у нас не принято, поэтому сторонам выгоднее договориться между собой и не привлекать внимания налоговых органов. Предпринимателю проще без бюрократических проволочек купить товар по одной цене, а приход через подставное лицо оформить по другой.
Диалектика закона
Не секрет, что легальный бизнес иногда становится прикрытием для преступной деятельности, и в “черных дырах” теневой экономики порой находится место для “левого” товара, происхождение которого сомнительно. Но, как ни странно, в официальной милицейской статистике не прослеживается явных тенденций к криминализации торговли подержанными вещами.
Предприниматель, даже занимаясь скупкой, должен оформить сделку. Нельзя, конечно, исключать, что в комиссионки попадают ворованные вещи, но система оформления и учета товара позволяет легко выйти на человека, сдавшего ту или иную вещь. В этом смысле торговля секонд хэнд считается подконтрольной и не часто попадает в поле зрения правоохранительных органов. Зато нередко бывает, что наряд милиции останавливает людей с подозрительной ношей на улице. Стражи порядка требуют предъявить соответствующие документы, при отсутствии которых человека задерживают и доставляют в отделение до выяснения обстоятельств.
Однажды и мне довелось давать объяснения по поводу приобретенного в магазине инструмента. Доказать, что он не ворованный, оказалось нелегко, тем более что при покупке я забыл взять чек. В итоге - потерянное время и испорченное настроение.
Автор: Павел ВАЙМУГИН, специально для «В»