История «Аленки» с улицы Буденного
Шоколад «Аленка» - это вкус моего детства. До сих пор сохранилась в памяти синеглазая пухлощекая мордашка в косыночке на обертке и даже несколько рифмованных строчек, помещенных на обороте: «Вот она, Аленка – милая девчонка! Щеки будто маков цвет – ей совсем не много лет!»
Шоколад «Аленка» - это вкус моего детства. До сих пор сохранилась в памяти синеглазая пухлощекая мордашка в косыночке на обертке и даже несколько рифмованных строчек, помещенных на обороте: «Вот она, Аленка – милая девчонка! Щеки будто маков цвет – ей совсем не много лет!»
А всплыло это сладкое воспоминание, когда оказалась в командировке в Черниговке, в детском доме, который разместился в стенах бывших яслей-сада «Аленка». В пору моего нежного возраста детских домов в нашем городке не было, и грязных маленьких попрошаек на улицах тоже никто не видел. Поэтому, наверное, и пронизаны те детские воспоминания ароматом шоколадного лакомства, появлявшегося на столе не часто. И все же это было другое детство…
Трагедия местного масштаба
Черниговскому детскому дому семь лет. Он расположен на ул. Буденного, в самом центре этого старинного, большого и доброго села. Почему доброго, да потому что, когда сюда привезли первых пятнадцать детей, оставшихся сиротами при живых родителях, ребятишек откармливали, одевали, обували всем миром. А потом в семьи стали брать, если не навсегда, то хотя бы на лето.
Скорее всего от этих доброты, заботы, участия, которыми окружены ребятишки и в стенах детского дома, и на улице, они на первый взгляд почти не отличаются от домашних. Такие же улыбчивые, открытые, розовощекие лица. Только иногда наткнешься вдруг на взрослый не по годам взгляд, которым «окатит» семилетний пацаненок, да так, что сердце защемит…
Сегодня в этом муниципальном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (так официально называется детский дом), больше семидесяти ребятишек. Этот двухэтажный кирпичный «теремок» пока еще не трещит по швам, но свободных мест здесь уже нет. А число детей, брошенных родителями на произвол судьбы, все растет и растет.
Когда мы приехали в Черниговку, узнали о страшной трагедии: в соседнем селе Монастырище погибли двое ребятишек – трехлетняя Марина и шестилетний Максим. Горе-мамаша ударилась в загул, бросив малышей на старшего сына, дети рано закрыли печную трубу. Смерть от угарного газа наступает тихо. Девятилетнего Андрюшу и десятилетнюю Наташу врачам чудом удалось спасти. Скорее всего их дальнейшая судьба тоже будет связана с детским домом.
Киви и красная икра по будням
- Сегодня в это трудно поверить, но был день, когда у нас в кладовой оставалось 3 килограмма гречки и 10 килограммов гороха, - рассказывает Алла Борисовна Сенько, директор детского дома, она здесь с первого дня, перешла с должности заведующей яслями-садом. – Конечно, с голоду мы не пропали: работники приносили продукты из дома, односельчане передавали детям картошку, соленья, варенье, не осталась в стороне районная администрация. Но, наверное, именно с тех пор к питанию, а оно в детском доме пятиразовое, у меня отношение особое. Появляются в магазине заморские киви – покупаем. И не только на праздники. Ведь многие дети их только на картинках видели. Красная икра по будням у нас тоже не редкость. Благо средства сейчас позволяют. На питание в день на одного ребенка отпускается 45 рублей, для сравнения: пять лет назад было 12.
Но кормимся мы, понятное дело, не только из магазина. У детского дома есть свой огород за речкой – 50 соток. Там садим картошку, огурцы, помидоры, капусту.
А еще 10 соток земли нам отдал Иван Андреевич Маценко. Сам из детдомовских, он и конфеты детям к празднику приносит, и подарки. Мы его по-родственному пирогами балуем. Повара у нас первоклассные: Нина Федоровна Сидорова и Нелли Ивановна Гоновельская работают с первых дней.
В этом году сварили 60 литров варенья из тыквы. Заготовили вдоволь морковки, огурчиков, капусты, баклажанов, помидоров.
В последнее время не только своих детей кормим, поддерживаем ребятишек, которые живут в малообеспеченных семьях.
Нельзя сказать, что проблем в Черниговском детском доме нет. Их, как везде, хватает, сейчас самая насущная – ремонт водопровода и канализации. Но как-то умеют здесь не загружать этим всех и вся, тем более детей. Жизнь идет своим чередом. Занятия по рисованию, аппликации, вышивке, школа, прогулка, домашние уроки, игры, мультики по телевизору, библиотека.
Благодаря тому, что детский дом организовали на базе детского сада, здесь сохранились ставки логопеда, психолога, инструктора по труду, медсестры. Имеется даже ставка врача, пока свободная – слишком уж небольшая зарплата. Хотя те, кто работает в Черниговском детском доме много лет, а таких здесь большинство, начиная с директора, уходить не собираются. Это все равно что развестись с семьей, оставить родного ребенка. Слишком много сил души отдано каждому малышу, пришедшему сюда.
На каникулы – в семью
Катенька попала в детский дом, когда ей едва исполнилось три годика. Девочка скорее смахивала на какого-то зверька: вся в коросте, волосы торчком. Она почти не говорила и передвигалась прыжками. За это ее прозвали лягушонком. Пока Катю отмывали, лечили, возвращая малышке человеческий облик, даже самые закаленные плакали. Трудно было представить, что девочку можно вернуть в мир людей. Но свершилось чудо! Правда, ценой каких усилий. Особенно много пришлось поработать логопеду Наталье Георгиевне Ямковой. Сейчас Катя учится во втором классе, наравне со сверстниками. Вместе со старшей сестрой Викой на лето ее берут погостить в село Вадимовка. Там живут две сестры, пожилые женщины, которые еще в силах обогреть не одну сиротскую душу. А Любочка на каникулы отправляется в соседнее село Дмитриевка, там ее всегда ждут в семье, где растут свои четверо детей. Невероятно, но факт - в этом же самом селе живет мама Любы, которой родная дочка не нужна.
Еще один маленький, но очень красноречивый факт: несколько лет назад каждый детдомовский ребенок болел почти два месяца в год, теперь на хвори уходит меньше недели. Вот такая оптимистичная статистика получается. А сотворила ее собственными руками, терпением и умением медсестра Людмила Ивановна Недошивина. Лечебные травы: кровохлебку, гусиные лапки, конский щавель, ромашку, зверобой дети заготавливают сами, под руководством Александра Павловича Нестеренко, инструктора по труду. На его мужских плечах и мелкий ремонт мебели, и оформление клумб, и цветочная рассада. Он ребятам как отец родной. А воспитатели Лидия Кузьминична Ткаченко, Елена Владимировна Ким, Галина Николаевна Охонько – как мамы.
- Так случилось, что большинство наших детей как-то незаметно подросли, - говорит Маргарита Владимировна Клева, социальный педагог. - Завтра они выйдут за порог дома. И как заботливые родители, мы должны сделать все, чтобы ребенок нормально почувствовал себя в новой жизни. Его нужно научить любой мелочи, например, как отослать бандероль, записаться на прием к врачу. Но самое главное – дать ему образование. И здесь в последнее время нам в помощи не отказывают. Аня Шадрина, например, благодаря поддержке Приморского отделения Российского детского фонда поступила в ДВГУ, ее будущая специальность – бухгалтерский учет и аудит. Оля Микитюк учится на повара-кондитера, Наташа Земляникина - в Уссурийском культпросветучилище. Большим спросом у наших ребят пользуются такие специальности, как парикмахер, повар, швея, механизатор.
Хочется верить, что взрослая жизнь воспитанников Черниговского детского дома сложится счастливо. Здесь их растили в любви и заботе, как родных. Такой амулет из детства должен защитить от всех невзгод.
Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, фото автора, «Владивосток» с. Черниговка