Надбавили анархии, или Кто «откусил» приморский коэффициент к зарплате?
Районный коэффициент к заработной плате, который действует в том числе и в Приморском крае, остается одним из самых проблемных звеньев не только бухгалтерской отчетности, но и всего спектра трудовых отношений между работником и работодателем. Концепция начисления «северных» процентов естественным образом отчуждается рынком, так как все основополагающие документы по этому поводу были приняты еще в советское время. Оказалось, что и в новом Трудовом кодексе страны, вступившем в силу с 1 февраля, как это ни парадоксально, надбавкам места не нашлось. Зато анархия в этом «меркантильном» вопросе стала обильной почвой для вольных трактований.
Районный коэффициент к заработной плате, который действует в том числе и в Приморском крае, остается одним из самых проблемных звеньев не только бухгалтерской отчетности, но и всего спектра трудовых отношений между работником и работодателем. Концепция начисления «северных» процентов естественным образом отчуждается рынком, так как все основополагающие документы по этому поводу были приняты еще в советское время. Оказалось, что и в новом Трудовом кодексе страны, вступившем в силу с 1 февраля, как это ни парадоксально, надбавкам места не нашлось. Зато анархия в этом «меркантильном» вопросе стала обильной почвой для вольных трактований.
Обратимся к истории вопроса. В далеком 1967 году постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений в районах Дальнего Востока…» для Приморского края был установлен коэффициент в размере 1,2 к заработной плате. А уже в 1991 году Приморский краевой совет народных депутатов предоставил предприятиям и организациям право повысить минимальный размер районной надбавки до 1,3...…
Из статьи 148 нового Трудового кодекса РФ всего лишь следует, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами. И все!
Надо сразу сказать, что вокруг коэффициента «1,3» не утихают споры пока что только среди специалистов-аудиторов, налоговиков, инспекторов охраны труда, финансовых руководителей организаций. Но нам, простым работникам, тоже не повредит поинтересоваться в родной бухгалтерии, сколько работодатель доплачивает за проживание в «труднодоступной» местности.
Так в чем же, собственно, суть проблемы? А в том, что при начислении «приморских процентов» сложилась самая настоящая путаница, ходили даже слухи, что фискальщики «отменили» дальневосточный коэффициент. На самом деле работодателей вынудили часть коэффициента, 10 процентов, «закладывать» не в себестоимость продукции, как остальные 20 процентов, а в собственную прибыль. Управление министерства по налогам и сборам по Приморскому краю, реагируя в прошлом году на массовые запросы налогоплательщиков, сделало ставку на положение «О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли». Работодателям вменили, что сумма начисленного на заработную плату повышенного районного коэффициента в размере 0,1 (10 процентов) не должна уменьшать налогооблагаемую прибыль. Проще говоря, получается, что предприятие для начала должно высчитать «очищенную» от налогов прибыль, а уже потом из этой суммы найти возможность заплатить работникам. Такого рода постановка вопроса вынуждает частные предприятия либо платить работникам «черными», либо снизить коэффициент до 1,2 или вообще отказаться от всяких надбавок, какими бы «символическими» они ни были.
Кстати, на такого рода разъяснения налоговых инспекций (эта проблема существует не только у нас в Приморье) часто можно найти юридические «опровержения» в федеральной юридической и бухгалтерской прессе. Там указывается, что вышеперечисленные требования налоговых органов являются необоснованными. Во-первых, налоговики помимо прочего слишком широко трактуют один из пунктов постановления № 76 Совета министров РСФСР («О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера»), где на самом деле отсутствует прямое указание на то, что затраты на районные надбавки осуществляются за счет средств предприятий и организаций, остающихся после налогообложения. И действительно, главный бухгалтер одного из АО поведала мне, что ни один нормативный акт не указывает конкретно на то, что контора будет платить деньги из прибыли и что разные аудиторы трактуют законодательство на свой лад.
Во-вторых, это противоречит действующему федеральному закону «Об акционерных обществах». Там сказано, что вопрос о распределении остающейся после налогообложения прибыли общества относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Такая же схема действует и в законе «Об обществах с ограниченной ответственностью». Таким образом, государство вмешивается в вопрос расходования чистой прибыли юридических лиц.
И в-третьих, налоговые структуры искусственно создают ситуацию, когда в одном регионе с тяжелыми климатическими условиями выплата районного коэффициента происходит неодинаково. Ведь не секрет, что не все предприятия получают прибыль, за счет которой, по мнению налоговиков, они должны выплачивать повышенную районную надбавку.
«В Трудовом кодексе про Дальний Восток забыли. Но вопрос этот очень актуален, и мы обратились с запросом, как действовать в такой запутанной ситуации, непосредственно в Москву. Сейчас ждем разъяснений по поводу начислений приморского коэффициента со стороны Министерства труда РФ», - прокомментировал ситуацию главный инспектор по правовым вопросам Госинспекции труда по Приморскому краю Юрий Шульга. В краевом управлении министерства по налогам и сборам действуют исходя из прошлогодних разъяснений, хотя и признают, что проблема районных надбавок существует: на некоторых предприятиях как бы не находится прибыли и надбавку не выплачивают.
Как удалось выяснить корреспонденту «В», в отличие от частных предприятий сотрудникам государственных структур, надбавки к жалованью которых начисляются из бюджета, выплачивается коэффициент в 1,2. На федеральном уровне ходят разговоры, что даже глав муниципалитетов и субъектов федерации «из экономии» хотят вынудить выдавать зарплату подчиненным чиновникам из некой «прибыли».
Некоторые упреки в адрес налоговых служб – всего лишь наша попытка спровоцировать более серьезное обсуждение затронутой проблемы. Всем понятно, что путаница с надбавками «районного масштаба» идет исключительно из Москвы. Ни правительство России, ни Госдума до сих пор не «обновили» устаревшие нормативные акты - последним ближе отмена курения и негодование по поводу галицких эсэсовцев. Более того, в верхних эшелонах российской власти давно поговаривают о том, чтобы лишить сибиряков и дальневосточников, работающих в тяжелых климатических и бытовых условиях, всех бонусов, оставив только северный завоз. В этой связи через газету хочется задать вопрос в лоб местной власти и депутатам Госдумы от Приморья: где же ваша хваленая инициатива и прыть?!
Автор: Александр СЫРЦОВ, «Владивосток»