«Короли бензоколонок» диктуют цены

150 тысяч баррелей нефти в сутки, по данным «Росбизнесконсалтинга», уже четвертый месяц остается в России в нагрузку к имеющемуся углеводородному сырью для отечественных нефтеперерабатывающих заводов. Ведущие нефтяные корпорации России вместе с федеральным бюджетом из-за ограничений ОПЕК недополучают почти 3 миллиона долларов США каждый день. В одном барреле около 160 литров при средней цене 18,3 доллара за баррель, а это значит - 3 рубля 41 копейка упущенной выгоды для добывающих и перерабатывающих компаний на литре углеводородного сырья. Поскольку добыча нефти и объемы налоговых платежей не сократились, то потери должны быть компенсированы. За счет кого?

4 апр. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1147 от 4 апр. 2002

 150 тысяч баррелей нефти в сутки, по данным «Росбизнесконсалтинга», уже четвертый месяц остается в России в нагрузку к имеющемуся углеводородному сырью для отечественных нефтеперерабатывающих заводов. Ведущие нефтяные корпорации России вместе с федеральным бюджетом из-за ограничений ОПЕК недополучают почти 3 миллиона долларов США каждый день. В одном барреле около 160 литров при средней цене 18,3 доллара за баррель, а это значит - 3 рубля 41 копейка упущенной выгоды для добывающих и перерабатывающих компаний на литре углеводородного сырья. Поскольку добыча нефти и объемы налоговых платежей не сократились, то потери должны быть компенсированы. За счет кого?

За счет обычных российских потребителей. Ведущие предприятия отрасли в Ангарске, Омске, Тюмени, Хабаровске, Уфе, Москве, Комсомольске и еще ряде городов выпускают светлые нефтепродукты – бензин, солярку и темные виды – мазут, битум. Теплая зима в Сибири и на Дальнем Востоке оставила невостребованным большой запас топочного мазута. Для покупок битума еще не пришло время. Остается автомобильное топливо – наиболее ходовой товар. Его продавцы считают, что бензин и дизельное топливо должны продаваться по мировым ценам, при этом совершенно «забывая», в какой стране они живут и какие заработки у россиян.

На сегодняшний день Приморье в числе лидеров по стоимости продукции в розничной сети. К примеру, во Владивостоке средняя цена на АЗС на бензины марок АИ-76, АИ-92 и АИ-95 составляет 6,66, 8,57 и 9,82 рубля за литр соответственно. Для сравнения: в европейской части страны, на Урале и в Сибири - на рубль дешевле, а в добывающих регионах на полтора рубля ниже. Автомобилисты Приморья не претендуют на реальную стоимость светлых видов нефтепродуктов. Но вправе требовать равных условий с жителями других отдаленных от Западной Сибири регионов.

По краю ценовой разброс достаточно велик, оно и понятно, до потребителя топливо еще нужно доставить, а это тоже расходы. Низкооктановый бензин реализуют от 6,2 (Большой Камень) до 7,3 рубля (Лазовский район), самое потребляемое топливо АИ-92 и АИ-93 отпускают от 7,8 (Партизанск) до 9,6 (Лазовский район), высокооктановый бензин продают от 9,35 (Дальнереченск) до 10 рублей (Ольгинский район). Это чем же жители Владивостока, Находки и Уссурийска отличаются от горожан Большого Камня, Партизанска и Дальнереченска? Только тем, что средняя зарплата здесь выше. И у людей нет выхода, они вынуждены брать топливо по предлагаемым тарифам. И еще одна особенность. Зачастую у небольших фирм, имеющих в своем распоряжении одну-две-три заправки, цены ниже, чем у «Приморнефтепродукта», который, по идее, должен быть законодателем ценовых «мод». В настоящее время происходит затоваривание рынка светлыми видами нефтепродуктов. И по большому счету, при таком раскладе тарифы должны снижаться, чтобы был больше оборот. Но вряд ли на такой шаг пойдут владельцы автозаправочных станций.

Позицию членов приморского «нефтяного клуба» понять можно: они не хотят терять свою сверхприбыль. Но нам, потребителям, понимать их не хочется. Уверен, что позицию журналистов «В» поддерживает подавляющая часть населения края.