Рыбный порт Находки: смена вех

После стремительной кавалерийской атаки по захвату Находкинского рыбного порта новое руководство начинает методичную зачистку территории. И если уж дальше пользоваться военной терминологией, вперед пущены саперы - начата аудиторская проверка коммерческой деятельности предприятия.

3 апр. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1146 от 3 апр. 2002

После стремительной кавалерийской атаки по захвату Находкинского рыбного порта новое руководство начинает методичную зачистку территории. И если уж дальше пользоваться военной терминологией, вперед пущены саперы - начата аудиторская проверка коммерческой деятельности предприятия.

Напомним, 2 марта в акционерном обществе состоялось собрание акционеров, в результате которого выяснилось, что предприятие фактически сменило основного собственника. Впрочем, группа компаний, владеющая контрольным пакетом Находкинского рыбного порта, предпочитает никак не афишировать свое истинное лицо перед общественностью. Новый наблюдательный совет акционерного общества назначил генеральным директором доселе неизвестного в Приморье «варяга» Виктора Кема.

Прошел месяц. Корреспондент «В» продолжает отслеживать ситуацию, характерную для многих дальневосточных портов, которые буквально в последнее время заполучили новых собственников.

Приступая к работе, новый директор пообещал начать с ревизии деятельности прежнего руководства порта. Предварительные итоги аудиторской проверки были объявлены на собрании трудового коллектива рыбного порта.

Ревизию, которая, впрочем, еще не совсем закончена, проводит аудиторско-правовой центр «Стабильность». Как высказалась его генеральный директор Ольга Ивашина, цель проверки - выявить наиболее серьезные нарушения за последний год. И накопали. По словам Виктора Кема, в результате деятельности прежнего руководства порт недополучил более 40 миллионов рублей. Сумма весомая, если учесть, что общая выручка от реализации работ и услуг за 2001 год составила 226 миллионов 140 тысяч рублей.

Справедливости ради стоит отметить, что за последнее время порт, несмотря на сложные условия, заметно прибавил в работе, что бы там ни говорили недоброжелатели прежнего генерального директора Михаила Веселова. Всего за год переработано 455,8 тонны грузов, общий прирост составил 3,2 процента в основном за счет рыбопродукции, леса, асбеста. Доходы за год выросли на 22,2 процента, а зарплата в среднем на 37,8 процента. Свыше 11 миллионов рублей были направлены на техническое развитие и перевооружение, реконструкцию основных фондов. Ситуация, казалось бы, дай бог каждому.

Но откуда же взялась «утечка» в 40 миллионов рублей? Лазеек оказалось немало. В основном использовались многочисленные дочерние предприятия, куда передавались активы порта. Здесь уже пошучивают, что собственно рыбному порту принадлежит только забор, остальное у других компаний, за которыми также просвечиваются интересы портовского начальства.

Схема такова. Например, рыбный порт в качестве своего взноса в уставные капиталы ООО «Находкинский морской терминал» и ООО «Находкинская стивидорная компания» передал имущество, реальная балансовая стоимость которого составляла 24 миллиона 16 тысяч рублей, по заниженной оценочной стоимости в 14 миллионов 118 тысяч рублей.

Как выяснилось, этим имуществом оказались портовые краны, подкрановые и железнодорожные пути, тепловозы, склады, то есть то, что непосредственно используется в основной деятельности рыбного порта. Потом это же имущество было передано иностранной компанией «Истгалф Шиппинг энд Трейдинг ЛТД» опять же порту в безвозмездное пользование, а ОАО «Находкинский рыбный порт» взамен милостиво установило более низкий по сравнению с действующим тариф на грузопереработку леса. По сути портовое имущество оставалось на месте, а деньги делались путем разного рода арифметических изысков. В результате такого безвозмездного пользования, только по предварительным оценкам, порт недополучил прибыли в сумме 9,7 миллиона рублей.

Интересная ситуация сложилась с использованием судна «Иван Ползунов». Рыбный порт взял его в аренду у Новосибирской академии речного транспорта. А потом сдал в субаренду иностранной компании FIDCO, в которой, по документам, главным управляющим и финансовым директором является не кто иной, как Михаил Веселов. Причем ставка арендной платы, по сообщению аудитора, была установлена даже ниже той, по которой судно брали у новосибирцев. Убыток порта от такой операции с «Иваном Ползуновым» в 2000 году составил свыше 4 миллионов.

Намутили воду и с другим имуществом. В 2000 году Находкинский рыбный порт продал Восточному порту два автопогрузчика и запасные части к ним на сумму 14 миллионов 893 тысячи рублей. Одновременно, как сообщается, Восточный порт выставил рыбному порту счет на запасные части к бульдозерам на 2,3 миллиона. Однако, как показала аудиторская проверка, фактически эти запасные части в порт не поступили, предприятие недополучило деньги от реализации автопогрузчиков как раз на эту сумму.

Много вопросов остается и по поводу рыбозавода, который должен перерабатывать продукцию прибрежного лова для местного пользования. Идея весьма хорошая, но средства вложены не совсем разумно, если иметь точкой отсчета интересы рыбного порта. Новое предприятие создано на равных учредительных паях с сахалинской фирмой, хотя у находкинцев были все предпосылки к тому, чтобы занять лидирующее положение. К тому же накануне за счет порта был отремонтирован бывший электролизный цех, который передан в безвозмездное пользование ЗАО «Находкинский рыбозавод». На это было истрачено 3,2 миллиона рублей. Кроме этого задолженность рыбозавода перед рыбным портом составляет 6,3 миллиона. Аудиторы подчеркнули, что взаимоотношения с этим предприятием требуют тщательного анализа.

Очевидно, предстоит выяснить, нет ли здесь вновь чьего-то личного интереса в ущерб интересам предприятия.

И еще объявлено, что к началу 2001 года порт не истребовал со своих должников 10 миллионов 890 тысяч рублей и списал задолженность на убытки. Это также вопрос: кого так облагодетельствовало предприятие?

Что же касается новых планов порта, то гендиректор Виктор Кем сообщил, что в нынешнем году ожидаются 1 миллион долларов инвестиций извне, которые будут направлены на ремонт холодильников, покупку запасных частей и оборудования. Политика предприятия направлена на привлечение в порт новых грузов. Если будет договоренность на работу с крупнотоннажными судами, будут проводиться дноуглубительные работы у причалов. Возможно, порт освоит переработку новых грузов, в частности вьетнамского риса.

Но коль уж новая метла выскребла гору недостатков в коммерческой деятельности предприятия, кто-то должен за это отвечать. Прежний генеральный директор ОАО «Находкинский рыбный порт» Михаил Веселов явился на собрание с открытым забралом. Он поблагодарил коллектив за то, что во время всех передряг по смене руководства производственный процесс не был нарушен и хватило ума не доводить дело до критических ситуаций. В положении, когда свои права отстаивают два собственника, два директора, окончательный вывод должен сделать суд. А сам он готов сотрудничать с аудиторами и следственными органами.

Аналогичная ситуация складывается сегодня и на другом крупнейшем градообразующем предприятии Находки – в нефтеналивном порту. Здесь приступил к своим обязанностям только что назначенный на собрании акционеров Алексей Немков. Своей первой задачей он определил наведение порядка на новом месте. Так же, как и Виктор Кем, он из бывших офицеров-силовиков.

Автор: Виталий ТУЗЮК, «Владивосток»