Режиссура и сценарии территориального передела

В конце февраля с.г. законодательное собрание Приморья практически единогласно приняло в первом чтении предложенный краевой администрацией законопроект «О порядке образования и упразднения муниципальных образований».

2 апр. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1145 от 2 апр. 2002

В конце февраля с.г. законодательное собрание Приморья практически единогласно приняло в первом чтении предложенный краевой администрацией законопроект «О порядке образования и упразднения муниципальных образований».

Вкупе со слухами о сокращении большей части из созданных как минимум полсотни лет тому назад районов края это событие произвело в приморской глубинке эффект разорвавшейся бомбы.

Правдами и неправдами добывая неожиданно возникший на заседании ЗС законопроект, районные муниципальные комитеты собирали внеочередные заседания, принимали исполненные возмущением резолюции и направляли делегатов во Владивосток для участия в работе комитета ЗС по региональной политике и законности.



Не так страшен черт…

Ко второму чтению 27 марта название законопроекта существенно удлинилось: «О порядке образования, объединения, преобразования, упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований».

Член комитета депутат Сергей Соловьев пояснил, что первую редакцию не направляли для обсуждения в муниципалитеты сознательно, поскольку намеревались ее существенно переработать до «нормального» состояния и затем уже обнародовать. Председатель комитета депутат Розов усилил высказывание: «Мы посчитали оскорбительным для себя рассылать такой сырой законопроект». В то же время обстановка поспешности и таинственности, в которой готовится закон, затрагивающий интересы десятков и десятков тысяч людей, оставляет много вопросов. Первый: почему законопроект обсуждается без ознакомления с ним заинтересованных сторон – тех же муниципалитетов? Второй: почему закон, о котором еще три месяца назад не было ни слуху ни духу, вдруг становится первоочередным? Какая разница, когда он будет введен в действие – в мае-июне или сентябре-октябре?

Точку зрения администрации озвучил полномочный представитель губернатора в ЗС Али Ибадов. По его словам, за последние годы экономико-демографическая ситуация Приморья изменилась в такой степени, что уже не соответствует традиционному административно-территориальному делению (напомним, что в нынешнем виде оно оформилось уже в начале

60-х годов). Предлагаемый законопроект – это только механизм для назревших преобразований, каждое из которых по отдельности будет приниматься краевым законом с учетом мнения населения подвергаемых изменениям муниципальных образований. А если будут несоответствия с федеральными законами и Конституцией, прокурор поправит. Точка зрения взволновавшихся муниципалов в обобщенном виде заключалась в вопросах к статье 7 законопроекта, предполагавшей учет мнения населения, «выраженного путем проведения референдумов, сходов (собраний), путем проведения социологического опроса не менее двух процентов жителей или иным способом, предусмотренным уставом МО» (что полностью, кстати, соответствует федеральному закону). Кроме того, высказывались сомнения о порядке назначения губернатором глав новообразований и сохранения полномочий избранных глав и депутатов, но и здесь комитет по региональной политике пытался развеять тревоги муниципалов.



Не мытьем, так катаньем

После трех заседаний и работы комитета Валерия Розова совместно с юристами ЗС и администрации новая редакция была вынесена на очередное заседание законодательного собрания 27 марта. Не без предшествовавшей дискуссии, но практически единогласно новую редакцию приняли за основу с тем, чтобы на следующей сессии принять во втором чтении. Многочисленным представителям муниципалитетов, криками с места выражавшим свое одобрение подобному торможению законопроекта, было предложено подавать свои таблицы поправок, которые «в обязательном порядке будут голосоваться». Несмотря на предложение спикера действовать без задержек, по формуле «делай раз, делай два», упомянутая статья 7 ко второму чтению изменилась, из нее исчезла раздражавшая муниципалов строчка о 2-процентном социологическом опросе. Но вернуть ее в текст предложил сначала депутат Сергей Грац (в результате два голоса «за»), а затем лично присутствовавший на обсуждении губернатор устами Али Ибадова. Однако депутат Юрий Рыбалкин напомнил цитату из Нильса Бора: «Есть ложь, страшная ложь, и есть статистика». В результате против губернаторских поправок к статье 7 и связанной с ней 10-й статье проголосовали уже не два, а четыре депутата. Что дальше? На очередной апрельской сессии законопроект предполагается принять во втором чтении с третьим чтением в мае (возможно, на внеочередной сессии или даже на апрельской). То есть к пику кампании по довыборам большей части депутатов ЗС администрация края может получить серьезный аргумент в конфликтах с территориями, главы пяти из которых уже получили от первого вице-губернатора Александра Костенко «черную метку», т.е. угрозу отстранения от должности за нелады в местных бюджетах. Существует и другая точка зрения: депутаты пока еще действующего второго созыва намерены затягивать принятие закона с тем, чтобы «грех на душу» взяли вновь избранные преемники. Очевидно, здесь существует люфт для политических маневров и торгов.



Точечная бомбардировка

Так или иначе, с принятием механизма административно-территориальных преобразований следует ожидать обнародования научной концепции реформы и ряда законодательных (для принятия депутатами ЗС) инициатив, хотя логики здесь нет никакой: почему не наоборот – сначала концепция, потом законы? По тексту закона, право инициативы по вопросам преобразования МО принадлежит: а) населению территории или территорий, б) органам местного самоуправления, в) органам госвласти края, т.е. губернатору. Сергей Дарькин в ходе недавних поездок по краю подтвердил наличие проектов ученых ДВО РАН о сокращении числа МО с 39 до 15, а также неминуемость учета мнения населения путем референдума. Конкретные планы реализации «географической реформы» пока не озвучиваются и существуют на уровне страхов чувствующих себя несамодостаточными муниципалитетов. По неофициальным данным, планируется расширение территории Владивостока (включение в него города Артема и некоторых территорий прилегающих Шкотовского и Надеждинского районов); слияние таких муниципальных образований, как Спасск-Дальний и Спасский район, Дальнереченск и Дальнереченский район, Арсеньев и близлежащие сельскохозяйственные районы, Кавалеровский и Ольгинские районы и так далее. В любом случае, борьба территорий за сохранение районного статуса переместится на места, с учетом необходимости проведения пиаровской работы с населением. А уж в этом команда Сергея Дарькина знает толк.

Автор: Александр КАРТАШОВ, «Владивосток»