Предпринимать - значит развивать
Уже почти два года в нашем городе действует Центр корпоративного предпринимательства Владивостока (ЦКП-В). Этот региональный учебный модуль занял пустовавшую прежде нишу: объединив студентов, преподавателей и предпринимателей, центр готовит из приморской молодежи будущих управленцев, предпринимателей, творческих людей, не понаслышке знающих реальный рынок и его требования. О работе ЦПК-В и перспективах российского предпринимательства мы беседуем с одним из учредителей центра, генеральным директором компании «Алгос» Александром Ермолаевым.
Уже почти два года в нашем городе действует Центр корпоративного предпринимательства Владивостока (ЦКП-В). Этот региональный учебный модуль занял пустовавшую прежде нишу: объединив студентов, преподавателей и предпринимателей, центр готовит из приморской молодежи будущих управленцев, предпринимателей, творческих людей, не понаслышке знающих реальный рынок и его требования. О работе ЦПК-В и перспективах российского предпринимательства мы беседуем с одним из учредителей центра, генеральным директором компании «Алгос» Александром Ермолаевым.
- Александр Васильевич, зачем, собственно, состоявшемуся бизнесмену тратить время и средства на ЦКП-В? Что вам это дает?
- Основная проблема у нас - кадры. Не те, которых готовят в вузах или на всевозможных курсах, а кадры с предпринимательским мышлением. Совершенно необходимо, чтобы где-то готовили тех, кто смог бы потом работать рядом со мной, занимать управленческие должности, развивать компанию. Очень многие наши менеджеры этого не понимают, и внешнее благополучие зачастую заканчивается большими провалами.
- Вы сказали о «предпринимательском мышлении». Что отличает предпринимателя от простых смертных?
- Он постоянно думает о развитии, создает образы будущего. Рынок - это не базар, а конкурс проектов, кто выигрывает на нем - получает сверхприбыль... Предприниматель всегда создает новое. Другое дело, что он пользуется какими-то «кирпичиками», всякая его схема имеет базу. Можно много говорить о том, чем предприниматель отличается от менеджера, бизнесмена. Разумеется, четкой границы здесь нет, но предприниматель создает нечто, а менеджер этим нечто управляет. Предприниматель предпринимает, а бизнесмен делает. В то же время предприниматель у нас почти всегда становится бизнесменом, и это его губит, так как оставляет очень мало времени для развития. Возникают проблемы с поддержанием бизнеса, решением вопросов управления, и дальше в лучшем случае имеют место лишь рационализаторские предложения. Для предпринимателя важна постоянная смена деятельности.
- 10-15 лет назад в нашей стране произошел своеобразный социальный взрыв, в результате которого в России появились многочисленные предприниматели. Откуда они взялись, если их никто не готовил, не воспитывал?
- Конечно, предприниматель - это от бога, и в России предприниматели были всегда, другой вопрос - в каких формах или ситуациях. Либо государство само становится предпринимателем, либо отдает эти функции на откуп обществу. В советский период предпринимателем у нас было государство. Иначе говоря, в СССР государственный аппарат не только управлял, но и создавал предпринимательские схемы. И Советский Союз действительно был великой державой, какую сферу ни взять - промышленность, высшее образование, науку, военную индустрию... Когда эта схема 10 или 15 лет назад изменилась, люди с предпринимательским мышлением вышли на поверхность.
По сути сегодня развитие России зависит только от предпринимателей. Центры корпоративного предпринимательства в Москве, а потом в других городах и были созданы для того, чтобы предприниматели определились для себя и для всего российского общества. Это очень большая задача - объединить предпринимателей в некое сословие. Сейчас даже о зачатках такого сословия говорить рано, еще продолжается стихийный этап. Предприниматели, которые есть сегодня, определились каждый для себя, но не для общества. От скорого будущего нужно ждать прежде всего качественных изменений.
- Чем сегодня занимается ЦКП-В, чтобы подойти к выполнению обозначенных вами задач?
- Объединились и работают вместе студенты, преподаватели и предприниматели. Boт эти три составляющие и есть самое главное. Студенты посещают мастер-классы, смотрят, слушают, у кого-то начинает развиваться предпринимательское мышление. Есть, конечно, самородки, но предпринимательское мышление можно и нужно воспитывать. Простой пример: человек, в первый раз севший за руль, не может быстро принимать решения. А через два-три года спроси этого водителя, что он делал во время движения - он не сможет ответить, так как действует уже автоматически. Этот пример применим и к нашей теме. Обычным студентам не хватает практики, общения с реальной средой. Поэтому сегодняшний выпускник вуза - это практически готовый безработный, особенно по модной специальности «менеджмент», которую открыли во всех институтах.
Мы переняли методику у ЦКП г. Москвы: действующий предприниматель с реализованными и реализующимися схемами ведет мастер-классы у студентов. Грубо говоря, гончар берет себе подмастерьев. Предприниматель представляется, а потом студенты делают выбор ногами - на какие мастер-классы им ходить. Я не педагог, а могу только рассказать и показать, как я работаю. Поэтому обязательны стажировки. Сегодня в нашей компании студенты участвуют в четырех проектах: розничная торговля, строительство Триумфальной арки на улице Петра Великого, запуск проекта по DVD-дискам, поддержание корпоративного сайта. Студенты занимаются ответственной работой, получают зарплату. Это старая схема физтеха: еще студентами будущие специалисты должны быть на производстве, рядом с мастерами.
- Как смотрится Владивосток на фоне других российских городов в смысле предпринимательской активности и перспектив? Можно ли уже говорить о каких-то результатах работы ЦКП-В?
- В Москве Центр корпоративного предпринимательства открылся на полтора года раньше, вторым городом был Владивосток, потом центры стали открываться в Самаре, Новосибирске, Иркутске, Хабаровске, вот-вот появится на Сахалине. То, что Владивосток стал вторым, - очень примечательно.
Процесс подготовки кадров очень длителен, но уже чувствуется резкое отличие между обычными студентами и теми, кто прошел хотя бы первый круг обучения в нашем модуле. Эти студенты думают по-другому, знают, что такое ответственность, по-иному строят свою жизнь, привыкают к реальности.
Мы работаем со студентами вузов 2-4-х курсов разных специальностей. Если говорить о планах на ближайшее время, то это увеличение количества предпринимателей, участвующих в ЦКП-В. Это нужно не мне, а студентам, - ведь пока нас немного, мы не охватываем все сферы бизнеса. Иногда говорят - зачем, мол, тратить на это время. Но как иначе готовить настоящие предпринимательские кадры? Поэтому я уверен, что каждый настоящий предприниматель обязательно поймет необходимость существования такого образовательного модуля, как ЦКП. Рано или поздно, но поймет.
Автор: Беседовал Василий МАКАРОВ,«Владивосток»