Заплатите да не судимы будете

Произошедшая позапрошлой зимой катастрофа наглядно продемонстрировала, что система теплоснабжения Приморья была организована нерационально. Какими были ее самые слабые места?

28 март 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1143 от 28 март 2002

Произошедшая позапрошлой зимой катастрофа наглядно продемонстрировала, что система теплоснабжения Приморья была организована нерационально. Какими были ее самые слабые места?

Во-первых, собранные за отопление средства далеко не полностью расходовались именно в этой сфере. На долю теплоснабжения приходится ( в зависимости от тарифов в конкретном районе) 60-70% от всей суммы коммунальных платежей. У любой территории масса узких мест в бюджете, и источник «живых» денег для глав местных администраций как манна небесная. Зима еще когда будет, а зарплату врачам и учителям каждый месяц выдавать надо. Однако как зимовалось в нетопленых квартирах, пусть и с зарплатой в руках, тем же бюджетникам? Затыкались самые большие дыры, снижалась температура теплоносителя с целью экономии топлива. Дотянуть как-нибудь до весны, а там разомлевшие на солнцепеке приморцы забудут иней на стенах, ночевки в шубах под тремя одеялами и другие «прелести» такого подхода. Расчеты эти какое-то время оправдывались, но система приходила в полную негодность, копились неплатежи смежникам – транспортникам, энергетикам, поставщикам топлива. И однажды грянуло...…

Во-вторых, раздробленность системы на формально независимые друг от друга части по территориальной принадлежности. Даже самые благополучные территории, как ни повышай они тарифы, не в состоянии обеспечить приведение своей системы теплоснабжения в нормальное техническое состояние после долгих лет отсутствия капитальных вложений. Даже для постепенного, начиная с самых проблемных районов, приведения в порядок тепловых сетей потребуется концентрация всех краевых ресурсов, на эти цели предназначенных. Нехватка денег, материалов, специалистов всякий раз останавливает благие намерения глав муниципалитетов как следует подготовиться к зиме. Они вынуждены приглашать для выполнения работ коммерческие организации, брать кредиты, делать другие непроизводительные расходы. А все они, естественно, тут же отражаются в тарифе, и без того едва подъемном. Территории, которые живут похуже, а их гораздо больше, не могут позволить себе даже этого. У них одна надежда – на МЧС, край и соседей. Теперь принято говорить, что в рыночных условиях каждый сам по себе и на бескорыстную помощь соседа не должен рассчитывать ни при каких обстоятельствах, делать выпады в сторону экономически неэффективных территорий – «нахлебников» и расписываться в нежелании содержать кого бы то ни было за свой счет. Но заниматься этим, когда рядом замерзают живые люди, как-то не получается. Помогают, но потом начинается выставление счетов, выбивание долгов, копятся взаимные финансовые претензии и проценты по ним. И обыкновенная производственная деятельность становится ареной ожесточенных политических баталий.

Для того чтобы в корне изменить эту ситуацию, организовать действительно функционирующую систему теплообеспечения в Приморском крае, с 1 декабря 2001 года начало действовать краевое государственное унитарное предприятие «Примтеплоэнерго». Оно создано для того, чтобы освободить муниципалитеты от несвойственных им функций и снять непосильное для них бремя подготовки и проведения отопительного сезона исключительно собственными силами, сконцентрировать все ресурсы, более эффективно и целенаправленно использовать их. Для того чтобы перевести наконец подготовку к зиме из политической в хозяйственную плоскость. Процесс передачи имущества от муниципалитетов еще не завершен, за пределами юрисдикции «Примтеплоэнерго» остаются пока Владивосток, Находка, Уссурийск, Спасск, Хасанский, Надеждинский и Красноармейский районы. В некоторых районах и городах становление новой структуры идет легче, где-то сложнее, но первые выводы о перспективах на следующий отопительный сезон уже можно сделать.

Не будем пугать приморцев отчетами о том, мягко говоря, ужасающем состоянии, в котором находятся принимаемые «Примтеплоэнерго» тепловые сети и котельные. Не будем подробно останавливаться на отсутствии в ряде случаев числящихся на балансе МУПов материалов и запчастей. Не будем пока поднимать проблему самовольных подключений новых, не учтенных нигде потребителей и, наоборот, безвестного исчезновения годы назад старых, учтенных всюду. Остановимся на самой больной проблеме – проблеме неплатежей за потребленные услуги.

На сегодняшний день неплатежи населения составляют 80-85%, а предприятий – 70% от стоимости оказанных услуг. В тарифе на тепло в среднем по краю 54% составляют затраты на топливо – не говоря уже о текущем ремонте и тем более о реконструкции сетей, даже на уголь и мазут собираемых средств не хватит. Подготовиться к следующей зиме и нормально ее пройти при таком уровне оплаты невозможно.

«Примтеплоэнерго» готово взять на себя ответственность за качественное теплоснабжение. В настоящее время предприятие проводит работу по заключению договоров с физическими лицами. В них предусмотрена ответственность «Примтеплоэнерго» за некачественные услуги – до сих пор никто из коммунальщиков на такое не решался. «Примтеплоэнерго» готово индивидуально работать с потребителями, устанавливать персональные графики платежей и погашения задолженности. Но взамен предприятие требует ответственного подхода к оплате предоставленных услуг.

Наверное, в сознании многих людей горячая батарея зимой – такое же явление природы, как снег или дождь. Как иначе объяснить то, что они не желают за это платить? Видимо, специально для них имеет смысл объяснить, что на самом деле тепло в домах есть результат работы весьма затратной и проблемной индустрии. Она потребляет множество материальных ресурсов, требует труда квалифицированных специалистов. Все это, разумеется, должен оплачивать тот, кто хочет пользоваться результатами этой работы.

Государством разработаны системы льгот и компенсаций малообеспеченным и льготным категориям граждан. Эти системы в ряде районов края весьма хорошо отлажены и отлично функционируют. Однако, по статистике, как раз малообеспеченные граждане и являются самыми дисциплинированными плательщиками. Неплатежи только в очень редких случаях являются следствием отсутствия средств. Основная их причина – человеческая безответственность.

Российским законодательством предусмотрены весьма действенные, хотя и малоприятные способы убеждения недобросовестных должников в неправильности их позиции. Вплоть до привлечения к уголовной ответственности. Во многих регионах страны эти способы активно применяются. Не от хорошей жизни, конечно. Что еще остается делать, когда далеко не самые бедные люди заставляют оплачивать тепло в их домах инвалидов, детей-сирот и пенсионеров?

Понимая свою ответственность за нормальную работу одной из важнейших жизнеобеспечивающих отраслей края, «Примтеплоэнерго» вынуждено вслед за коллегами из других регионов идти на жесткие меры по отношению к неплательщикам и готово к этому. Ради тех, кто добросовестно платит.

Автор: Андрей ДЕМЧЕНКО, специально для «В»