Такая странная реформа
Напрасно жилищно-коммунальную реформу, затеянную президентом и правительством, в народе считают антинародной. Цель ее еще как народна: обеспечить адресную защиту населения в области коммунальных платежей и добиться снижения издержек в себестоимости коммунальных услуг ради их удешевления. А значит, снижения тарифов на них. Опять же в интересах народа.
Напрасно жилищно-коммунальную реформу, затеянную президентом и правительством, в народе считают антинародной. Цель ее еще как народна: обеспечить адресную защиту населения в области коммунальных платежей и добиться снижения издержек в себестоимости коммунальных услуг ради их удешевления. А значит, снижения тарифов на них. Опять же в интересах народа.
Но то, что показывает практика, вызывает большое сомнение. Ибо все происходит с точностью до наоборот. И, наверное, реформу правильнее было бы назвать просто бестолковой и неэффективной.
Не только ничего не дающей федеральной казне, но и, наоборот, усиливающей отток средств из нее. А самое страшное - отбрасывающей за черту бедности новые миллионы россиян и тем вызывающей рост социальной напряженности в обществе.
В Арсеньеве ниже прожиточного минимума имеют доходы на одного члена семьи 30 890 человек. Еще, пожалуй, около 20 тысяч обитают в городе на сумму всего от рубля и до тысячи-другой сверх того. Вот об этой категории потребителей коммунальных услуг для начала и поговорим.
В Приморье в основном принят второй вариант правительственного положения от 2 августа 1999 года о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. В том числе и в Арсеньеве. То есть если доход в семье на одного человека ниже установленного прожиточного минимума, то за все виды услуг, включая и электричество, гражданин потратит не более половины МРОТа - всего до 50 рублей. Значит, заручившись справками не более чем в 2065 рублей на нос, вы оставляете у себя в кармане не менее 2 тысяч рублей. Разницу за вас заплатит государство. А вот у кого хоть на рубль больше прожиточного минимума - плати по полной программе. И вашей семье, к примеру, из трех человек с общим доходом в 6195 рублей принесут квиток почти на 2 тысячи рублей. А если у вас излишки жилплощади по социальным нормативам, то и того более. И после коммунальных выплат у вас останется всего около 4 тысяч рубликов - лишь по 1300 с небольшим на едока. Намного ниже прожиточного минимума.
Что же на самом деле происходит? А то, что в ряды 30-тысячной арсеньевской нищеты вливается еще не менее 20 тысяч человек, отброшенных таким образом реформаторами за черту бедности. Арсеньев становится поголовно нищим - за исключением, может быть, сотни-другой коммерсантов да лиц, добывающих деньги в морях. Это касается не только города авиамашиностроителей. Похоже, в том же положении все города и веси Приморья, за некоторым исключением, быть может, Владивостока да Находки. Вот данные по Кавалеровскому району. Здесь жилищная реформа тоже сделала самыми незащищенными категориями граждан среднеобеспеченные слои населения. И в первую очередь имеющие хоть какие-то излишки жилплощади против так называемых социальных нормативов, просто дискриминационных и позорных для людей, собственным трудовым горбом заработавших в свое время достойное жилье. Теперь пенсионеров, которых у нас нынче в каждом городе и районе до трети-половины населения, заставляют менять эти квартиры на убогие малогабаритки. Иначе выкладывай тысячи. С какого шиша, если вся пенсия меньше предъявляемого счета?
Понятно, эта треть-половина населения в итоге либо не будет платить, либо переберется-таки в трущобы. Но ведь и платить тогда пенсионер будет за трущобы. Копейки. А тот малооплачиваемый, кто поселится в его бывшей квартире, опять же побежит за субсидиями. И государство, не получив денег с ветерана, направит их в еще большем количестве на доплаты за жилье.
Вот чем оборачивается “адресная” политика реформирования нашей коммуналки. Прямая выгода - сомнительная. А потери - на виду.
На субсидии теперь работают целые конторы. Их спецам нужно платить зарплату, как бюджетникам, то есть немалую. Кроме того, справками о заработках для этих контор занимаются бухгалтерии всех предприятий и организаций страны. Они уже и так, разросшись количественно ради ненасытной отчетности перед налоговой инспекцией и разными фондами, толком не могут заниматься экономикой собственной фирмы, а тут еще нагрузка. Разумеется, в ущерб основной работе.
Пример Арсеньева показывает, что местная коммуналка с началом реформы не только ничего не выиграла финансово, но и начинает терять. Так, из начисленных за декабрь прошлого года (когда перешли на 80-процентный уровень оплаты) и включая февраль нынешнего по городу более 13 млн. рублей субсидий до сих пор из края не пришло ни рубля. Вроде бы есть команда “сверху” - изыскивать в местном бюджете. Это значит - так ничего и не придет. В то же время если в январе, к примеру, местным “Тепловодоснабжением” было собрано с населения 4,1 млн. рублей живыми деньгами, то в феврале лишь 2,9 млн. И тенденция со стремительным увеличением числа субсидников - к еще большему уменьшению. А то бы люди как платили денежки, так и платили бы при посильном для них уровне оплаты в 40-60 процентов. С рассчитанной мэриями компенсацией остальных расходов, как и было раньше, из государственной казны. С обязательной компенсацией, а не декларацией ее в строке федерального бюджета. Стоило ли ради того, чтобы вывести на 100 процентов оплаты какой-то десяток процентов финансово дееспособных россиян, городить огород? Дороже обходится.
Вот уж точно - идет разгром коммуналки с помощью “коммунальной реформы”. Уже даже сам крестный отец сего сомнительного действа Герман Греф публично ужаснулся и уверяет, что если работать с умом, то и 60-процентной оплаты хватило бы за глаза. А мы на местах так стараемся...
Автор: Виктор ДЕБЕЛОВ, «Владивосток»