Мировой суд депутатам не нужен?
В марте исполняется три года с момента, когда Приморский краевой суд внес на рассмотрение думы края проект закона «О мировых судьях в Приморском крае», разработанный в развитие положений закона федерального.
В марте исполняется три года с момента, когда Приморский краевой суд внес на рассмотрение думы края проект закона «О мировых судьях в Приморском крае», разработанный в развитие положений закона федерального.
При этом местный законодатель должен был определить как порядок наделения мирового судьи полномочиями (назначение или избрание), границы судебных участков, так и состав аппарата мирового судьи и его финансовое и материально-техническое обеспечение.
Начинание положительное, тем более что суды общей юрисдикции буквально задыхаются от перегрузок. 236 судьями районных судов Приморского края в 2001 году рассмотрено 116 504 гражданских и 25 552 уголовных дела.
Реальным решением проблем с затягиванием процессуальных сроков рассмотрения дел, с волокитой в судах могло и должно стать введение нового для современной России и хорошо знакомого для России дореволюционной института – мировых судей.
Однако на очередном заседании законодательного собрания, состоявшемся 28 февраля, депутаты вновь, в который уже раз, отложили принятие закона. Причин за эти годы выдвигалось великое множество. Это и нехватка бюджетных средств на финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности судей, и «недемократичность» назначения их на должность, и текстовые недостатки...…
Казалось бы, нормальный законотворческий процесс. Практически каждый проект закона имеет сложную и длительную историю принятия, однако, на наш взгляд, в каждом конкретном случае законодатель прежде всего должен заботиться об отклике, который будет иметь закон в жизни края, о его последствиях.
Что же касается проекта, о котором говорим мы, то его отсутствие уже сказывается на каждом жителе Приморья, который в силу каких-либо причин вынужден обратиться в суд. И это не просто слова.
К компетенции мирового судьи, как показывает практика (а в настоящее время мировые судьи начали работу уже в восьмидесяти регионах страны), отнесено до 60 процентов гражданских дел. Это дела, вытекающие из трудовых отношений, кроме восстановления на работе. И дела о расторжении брака (если нет спора о детях) и разделе между супругами совместно нажитого имущества. И дела по имущественным спорам при незначительной (до пятисот минимальных размеров оплаты труда, то есть до ста пятидесяти тысяч рублей) цене иска. Например, о взыскании задолженности по выплате детских пособий, по искам к коммунальным и энергоснабжающим организациям, по защите прав потребителей – таких дел в связи с увеличением платы за жилье и коммунальные платежи становится с каждым днем все больше. И многие другие...…
Подобного рода дела не относятся к категории сложных, однако отнимают время и силы не только у судей районных и городских судов, но и у тех, кто отстаивает свои права. А это прежде всего пенсионеры и иные малоимущие слои населения, которые вынуждены ждать решения своих порой «копеечных» проблем годами.
Кроме того, в компетенцию мирового судьи вошли уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание, не превышающее двух лет лишения свободы. А их, по данным судебной статистики, в год рассматривается до тридцати процентов от общего числа.
Среди несомненных плюсов мировой юстиции нужно назвать ее приближенность к населению. Ведь мировой судья осуществляет правосудие на территории, на которой проживает от пятнадцати до тридцати тысяч человек. И располагаться судебный участок должен в тех населенных пунктах, в которые легко добраться.
Во всех регионах, где мировые судьи уже работают, отмечается значительное снижение служебной нагрузки, на порядок уменьшилось число дел, рассмотренных с нарушением процессуальных сроков. Результаты есть, и они обнадеживают. Ведь при введении 98 штатных единиц мировых судей в крае общее число судей увеличится почти в полтора раза.
Приморье же, несмотря на очевидные выгоды скорейшего введения мировой юстиции, продолжает оставаться в компании Карачаево-Черкесии, Карелии, Коми-Пермяцкого и Ненецкого автономных округов, где она считается делом дорогостоящим, хлопотным, не нужным людям.
Да, затраты действительно немалые. Ведь необходимо найти помещения, оборудовать для мировых судей рабочие места, обеспечить необходимой литературой, подобрать работников аппарата суда. Но это затраты, которые, во-первых, растянуты во времени, а во-вторых, вернутся в бюджет в виде государственной пошлины и иных судебных издержек.
Что касается нужности людям (а люди – это избиратели, от воли которых зависит, кто станет депутатом в законодательном собрании нового созыва), то право обращаться за защитой своих прав и законных интересов к компетентному суду гражданам предоставлено Конституцией и законом, и лишать их этого права - не во власти приморских парламентариев.
Автор: Виктор РАЖЕВ, председатель Приморского краевого суда