Покупать, так культурно
Прочь, царапающие душу унижение и оскорбленное достоинство! Сегодняшний праздник обязывает почувствовать себя Человеком.
Прочь, царапающие душу унижение и оскорбленное достоинство! Сегодняшний праздник обязывает почувствовать себя Человеком.
День защиты прав потребителей – всемирный! – поднимает на высоту простые и всем понятные человеческие потребности. Они отменяют все иерархические ступеньки в обществе: мы все – потребители, и права у нас равные.
Но почему тогда моя соседка отнюдь не из нищенствующей семьи не идет покупать туфли в нормальный магазин, а отправляется на рынок? Не помогают ни мои убеждения в том, что и в торговом доме можно найти цены не выше рыночных, ни ее собственный печальный опыт попадания впросак с торговцами, которые сраму не имут. Отгадка в том, что на рынке она чувствует себя в привычной стихии, а в парадном торговом доме теряется, не знает, как спросить, что можно, чего нельзя.
- Боязнь больших магазинов, современных и стильных салонов, – на самом деле серьезная психологическая проблема, - соглашается руководитель Приморского общественного фонда прав потребителей Татьяна Шкарина. – Парадокс: их владельцы изо всех сил стараются привлечь клиентов, а они только еще больше шарахаются от такого изыска. И речь - о существенной части покупателей. Вот и получается, что поднимать нужно не только культуру обслуживания. Не меньше внимания необходимо уделять повышению культуры потребления. Торговые фирмы, претендующие на завоевание массового покупателя, должны идти этому массовому покупателю навстречу. Ведь так и раньше было: торговые дома ориентировались прежде всего на покупателя средних доходов, со скромными запросами (для богатых есть бутики, элитные магазины). Чтобы заинтересовать этой темой, в честь Всемирного дня защиты прав потребителей мы объявили среди владивостокских школьников конкурс на лучшее сочинение: «Торговые дома Владивостока. Странички истории». Через месяц будем подводить итоги, и, думаю, нас ждут интересные открытия.
Старшее поколение, очень тяжело пережившее перестройку, уже не в состоянии чему-то поверить. А вот молодежь, уважая себя и свои запросы, будет культивировать (есть надежда!) цивилизованные отношения в потребительской сфере. Это лучшее основание верить, что рынок наш тоже наконец примет цивилизованные формы. Но надо не упустить время, которое столь быстротечно. В апреле нынешнего года исполняется десять лет, как закон о защите прав потребителей вступил в силу. Но научились ли мы за это время грамотно отстаивать свою правоту хотя бы там, где безоговорочно защищены законом? Да просто – знаем ли его? Согласитесь, что не очень твердо. И нам продолжают подсовывать откровенный брак, обводят вокруг пальца с ценами на низкосортную услугу, хамят и дают недостоверную информацию. Но все-таки лед начал таять, и уважения к потребителям со стороны тех, к кому они приходят со своими каждодневными заботами, заметно прибавляется. Выйдите в город: это можно прочитать по улыбкам на лицах продавцов, кассиров, водителей такси.
Не надо конфронтации. Давайте лучше поздравим друг друга еще с одним весенним праздником. Он возвращает нам самоуважение.
Автор: Надежда БРАЖИНА, «Владивосток»