Валерий Бакшин: Приморская журналистика – это зеркало нашей жизни
Месяц назад первый вице-губернатор Приморского края Александр Линецкий на встрече с руководителями краевых СМИ дал уничижительные оценки всей приморской журналистике. Сегодня о приморских СМИ говорит председатель Тихоокеанской государственной телерадиокомпании «Владивосток», председатель совета директоров ЗАО «Владивосток-новости», директор Института массовых коммуникаций ДВГУ Валерий Бакшин.
Месяц назад первый вице-губернатор Приморского края Александр Линецкий на встрече с руководителями краевых СМИ дал уничижительные оценки всей приморской журналистике. Сегодня о приморских СМИ говорит председатель Тихоокеанской государственной телерадиокомпании «Владивосток», председатель совета директоров ЗАО «Владивосток-новости», директор Института массовых коммуникаций ДВГУ Валерий Бакшин.
- Валерий Викторович, вы участвовали в той памятной встрече журналистов с первыми руководителями Приморского края?
- Бог миловал, был в отъезде. Но, вернувшись, внимательно познакомился со всеми публикациями в краевой прессе, а также прослушал запись беседы с Александром Линецким на «Радио «Владивосток». Поэтому первый вице-губернатор представляется мне как бы в двух лицах: если судить по выступлению перед журналистами, то это дорвавшийся до власти хам, если же вслушиваться в суть (я подчеркиваю: в суть, а не в частности) его выступления на «Радио «Владивосток», то это образованный, думающий, склонный к полемике руководитель. Поэтому мне пока трудно судить, каков на самом деле г-н Линецкий.
- Неужели вы с ним еще не встречались?
- Лишь однажды, очень коротко. Поэтому о г-не Линецком могу судить только по его выступлениям на радио и по телевидению.
- Значит, вы не хотели бы комментировать известное заявление Александра Линецкого, что «уровень приморской журналистики ниже городской канализации»?
- Повторяю, я не мог присутствовать на месячной давности встрече Дарькина и Линецкого с руководителями приморских СМИ, поэтому не исключаю, что выступление первого вице-губернатора было излишне эмоциональным. Однако считаю, что никакие эмоции не дают права чиновнику на оскорбительные высказывания (в истории края уже был один вице-губернатор, который в эмоциональном порыве назвал журналистов гнидами, и все знают, что с ним потом стало).
Любит чиновник приморскую журналистику или не любит, нравится она ему или не нравится, смотрит ли он австралийское ТВ или CNN, но он просто не имеет права на такие оценки, что позволил себе г-н Линецкий. Кстати, я бы не позавидовал австралийскому или американскому чиновнику, который сказал бы что-нибудь подобное.
Да, к российской журналистике за годы так называемой демократизации прибилось немало грязи. Журналистика болеет всеми теми болезнями, что и все общество, а приморская журналистика неотделима от процессов в Приморском крае.
Вот смотрите: по данным краевого управления Минпечати, в январе 2002 года в Приморском крае было 644 действующих СМИ - 363 газеты, 68 журналов, 37 иных печатных изданий, 10 информационных агентств, 101 телепрограмма, 63 радиопрограммы и т. п. Гигантские, немыслимые для нормального общества цифры, но не будем сейчас оценивать, хорошо это или плохо, но это реально действующие газеты, журналы, телерадиокомпании. Далее: по данным краевого управления ФПС, самыми тиражными ежедневными газетами в Приморском крае являются местные издания: у газеты «Владивосток» подписной тираж 44518 экз., у газеты «Новости» - 36349 экз., центральная «Комсомолка», руководимая, кстати, в Москве выходцами из Приморья, в крае только на 3-м месте. И что – это все еще не родилось либо все это «ниже городской канализации»? Или приморцы настолько отупели, что выписывают только «канализационные отходы»?
Если г-н Линецкий предпочитает смотреть иностранное ТВ, то приморцы, наоборот, отдают должное местным телепрограммам – об этом говорят объективные данные социологических замеров, проводимых Gallup Media. С начала года рейтинг центральных телеканалов – 14,92%, рейтинг местных – 4,15%, это очень высокий рейтинг, так как собственно местных телеканалов во Владивостоке крайне мало.
Я так уверенно говорю о достаточно высоком рейтинге местных телекомпаний, потому что регулярно получаю список 100 лучших программ недели на 5-м телеканале, на котором вместе с РТР работает и ПТР. С начала года в этот список еженедельно включается от 22 до 35 программ ПТР. Рейтинг – это оценка телезрителей, неужели и здесь, если становиться в позу г-на Линецкого, они не понимают, что смотрят и предпочитают «городскую канализацию»?
- Ваши отношения с краевой администрацией строятся сложно?
- Нет, ведь нельзя же судить только по г-ну Линецкому и его откровениям по поводу ТГТРК «Владивосток» и ее руководителя на «Радио «Владивосток». Я довольно регулярно встречаюсь с губернатором, последняя встреча была месяц назад. Мы достаточно подробно обсудили и общую ситуацию в крае, и взаимоотношения между администрацией края и ТГТРК «Владивосток», и положение дел в ЗАО «Владивосток-новости», потому что до избрания губернатором Сергей Михайлович представлял на собраниях ЗАО интересы одного из акционеров компании. В частности, мы договорились о том, что губернатор будет периодически выступать на каналах ПТР, все остальное – через договор об информационном обслуживании.
- Значит, на Приморском телевидении вновь появится «Губернаторский час»?
- Нет, мы договорились использовать различные формы: будет и традиционная беседа, и пресс-конференция, и ответы на прямые вопросы телезрителей.
- Вы затронули вопрос об акционерах ЗАО «Владивосток-новости». В одной из местных газет промелькнула информация о потере 19 процентов акций компании. Это действительно так?
- Да, газета «Красное знамя» именно так расценила смену владельцев 19 процентов акций компании. Лично я ничего необычного в этом не вижу. За 10 лет существования компании это не первая смена владельцев того или иного пакета акций. Сейчас идет оформление документов по этому пакету, надеюсь, что 5 апреля, на годовом собрании, акционеры познакомятся с его владельцем. Лично я пока знаю лишь фамилию этого человека.
- Это не Наздратенко?
- Нет, это не Наздратенко. Повторяю: ничего необычного в смене акционера я не вижу и не собираюсь делать из этого секретов, но пока идет оформление документов.
- Вы не ждете каких-либо неожиданностей на собрании?
- Нет. Общество отработало год уверенно, с прибылью, и лично я буду рекомендовать акционерам выполнить пожелание Дарькина, высказанное на прошлогоднем собрании: выплатить дивиденды.
- Так, с выступлениями г-на Дарькина на ПТР все ясно, но позвольте спросить вас, почему на ПТР нет г-на Шерстюка?
- Скажем так: этот вопрос не ко мне. Прежний главный федеральный инспектор по Приморскому краю Павел Лысов регулярно выступал на Приморском радио, появлялся на телеэкране. Но не забудьте, что Лысов по профессии журналист, и ему было легко выходить в эфир. Сергей Ремович Шерстюк по своей основной профессии далек от журналистики, и не надо от него требовать регулярных выступлений на ПТР. Как только у главного федерального инспектора возникнет необходимость в выступлении на каналах ПТР, мы предоставим ему такую возможность.
Я вообще должен сказать, что с тех пор, как в аппарате полномочного представителя президента России в Дальневосточном федеральном округе работу с прессой замкнули на Александра Семеновича Дроздова и Игоря Павловича Коломийцева, принципы этой работы изменились в лучшую сторону. Об этом, кстати, говорят все руководители ГТРК. И полномочный представитель президента Константин Пуликовский за короткое время уже дважды выступал на Приморском телевидении, правда, пока из Хабаровска. Но в ходе последней нашей встречи он пообещал, что при первой возможности придет в студию Приморского телевидения для встречи с приморцами в прямом эфире.
- А как вы прокомментируете заявление министра печати Михаила Лесина о сокращении государственного участия в средствах массовой информации?
- Но ведь Лесин ничего нового или необычного не сказал. Он уже давно говорит о том, что свобода в области СМИ может быть только экономическая. И Лесин абсолютно прав. Когда я слышу сентенции типа «В эфире независимая радиостанция такая-то», у меня сразу возникает вопрос: а от кого независимая? От тех фирм или людей, что ее финансируют, что покупают оборудование, что платят заработную плату журналистам? Зачем же лукавить!
Что же касается государственных СМИ, то продолжается процесс осмысления государством своих потребностей и своих возможностей в работе со СМИ. К примеру, телевидение дико затратное производство (радиовещание требует меньше денег, но тоже немало), однако техническое состояние государственных СМИ, а также типографий и телерадиопередающих центров просто ужасное. В их техническое перевооружение необходимо вкладывать гигантские средства, которые не так легко изыскать. И Лесин, выступая 26 февраля перед журналистами, сказал, что в течение 2002 года будет проверена экономическая деятельность государственных предприятий в области СМИ. При этом министр не исключил, что некоторые предприятия будут либо ликвидированы, либо проданы в силу своей неэффективности.
- Значит, вы считаете, что экономическая эффективность – главное для СМИ. А как же с творчеством?
- Если журналист делает интересную программу, то у программы есть зрители или слушатели, у программы высокий рейтинг. Если у программы высокий рейтинг, то в нее идут рекламодатели. Если идут рекламодатели, то появляются деньги для того, чтобы платить зарплату, платить налоги, покупать новое оборудование. Это ведь элементарные азы менеджмента в области журналистики. Просто мы привыкли, что в нашей стране СМИ всегда возглавляли журналисты, но в нормальном мире это не так. Работой СМИ руководят менеджеры. И у нас в крае это происходит, посмотрите на «Радио Ви-Би-Си» или «Новую волну». Но творчество в журналистике неотделимо от экономики, а экономика – от творчества. Никто не будет давать денег на телепрограмму, которую не смотрят, на радиопрограмму, которую не слушают, на газету, которую не выписывают.
- Но у нас ведь есть бесплатные газеты?
- Но ведь известно, что Россия – родина слонов (шутка). Увы, бесплатные газеты в том виде, как они выходят у нас, это чисто российское изобретение. Видимо, их читают только те, кто их издает, или, точнее, для услады которых они издаются.
- Тогда что делать с теле- и радиопрограммами, которые изначально не могут рассчитывать на высокий рейтинг и большие доходы от рекламы, скажем, детские программы, программы для селян, о классической музыке и т. п.?
- Для этого и существует государственное финансирование СМИ. К примеру, ТГТРК «Владивосток» выпускает в эфир немало программ, которые либо не могут рассчитывать на рекламу, либо реклама в них просто недопустима. Почему, к примеру, мы начали транслировать на своем канале программы телеканала «Культура»? Здесь просто нельзя ставить на первое место доходы от рекламы.
- Почему же тогда вы прекратили трансляцию радиопрограммы «Тихий океан» на длинноволновом передатчике?
- Вы знаете, сколько стоит один час работы такого передатчика? 8,5 тысячи рублей. Слишком это дорогое удовольствие: передавать музыкальные приветы для экипажей десятка-другого рыболовецких судов где-то у берегов Камчатки. К сожалению, та великолепная радиопрограмма «Тихий океан», что существовала 40 лет, умерла еще в начале 90-х годов, когда рыбаки перестали брать журналистов в свои экспедиции, дабы журналисты случайно не узнали об их коммерческих секретах. Однако программа по-прежнему выходила в эфир, в основном, повторяю, в виде музыкальных приветов с берега, и на сегодня только по этой программе у нас накопились долги под 9 млн. рублей, которые мы вынуждены гасить из собственных средств, и еще долго будем гасить.
Поэтому еще в 1999 году я обратился к руководителям всех более или менее крупных рыбацких и морских предприятий Дальнего Востока, в администрации всех субъектов федерации региона с предложением хотя бы обсудить будущее «Тихого океана». Откликнулся только колхоз «Восток-1», все остальные, в том числе и администрация Приморского края, даже не ответили. А потом руководитель очень крупного пароходства мне прямо и сказал: дескать, у меня на каждом судне есть спутниковый телефон, поэтому тратить деньги на «Тихий океан» я не буду.
И уже с 2000 года мы начали постепенно уводить программу с длинных волн. И должен сказать, когда мы уменьшили мощность владивостокского передатчика с 1200 кВт до 500, когда программа пошла только на территорию Приморского края, мы не получили с моря ни одной радиограммы. Вместо этого совместно со специалистами Владивостокского радиоцентра мы отладили работу на средних волнах (так называемое «Радио-810»), и сейчас Приморское радио слышно вплоть до Лучегорска.
- Как вы оцениваете последние кадровые перестановки в краевых СМИ, прежде всего смену руководителя «ОТВ-Прим»?
- Это право собственника канала. Насколько я знаю, администрация края давно высказывала недовольство положением дел в телекомпании «ОТВ-Прим». На мой взгляд, основания для этого были - менеджмент компании явно оставлял желать лучшего. Сужу хотя бы по тому, с чем мы сталкиваемся по совместной работе на 6-м телеканале.
Но с другой стороны, я не могу понять и позицию руководства краевой администрации, озвученную недавно г-ном Линецким: приватизировать компанию они не хотят, но и денег давать не будут. Это полнейшее непонимание сущности такого бизнеса, как телевидение. Я уже почти четыре года работаю на ТВ и могу уверенно сказать: в нынешних экономических условиях телевидение в России самостоятельно существовать не может.
Для «ОТВ-Прим» (и ПТР, потому что мы также работаем на 6-м канале) ситуация осложняется еще и тем, что 6-й телеканал смежный, мощность его передатчика по техническим условиям жестко ограничена. Вдобавок г-н Холенко умудрился купить очень слабый для метрового диапазона передатчик. В результате качество сигнала на 6-м телеканале, скажем так, оставляет желать лучшего.
Что же касается ухода Александра Карпенко на «Лемме», то мне трудно это объяснить. Ведь именно Карпенко по сути создал достаточно рейтинговую радиостанцию (по данным ВЦИОМа, «Лемма» прочно занимает третью позицию на радиорынке Владивостока после «Радио Ви-Би-Си» и Приморского радио).
- А московские «мальчики» в пресс-департаменте?
- Вопрос на вопрос: а у вас есть кандидатуры из местных? Когда месяц назад Дарькин попросил меня назвать кандидатов, я ушел от ответа. Если у вас есть, то предложите «Белому дому». Хотя «мальчики» рано или поздно вернутся в Москву или Ярославль, а мы-то останемся…...
- Вас не донимают нападки «Арсеньевских вестей»?
- Нисколько. Наоборот, если моя фамилия появляется в этой псевдодемгазете, значит, работаю правильно. А лишний пиар никогда не повредит.
- Ваш прогноз по дальнейшему развитию приморской журналистики?
- В феврале в крае появились новые газеты. Думаю, к июньским выборам число изданий еще возрастет, но информированность приморцев от этого не вырастет. Люди давно уже определили свои симпатии и с недоверием относятся к новым газетам, особенно с сугубо политическими целями. На рынке электронных СМИ должен закрепиться телеканал «Культура» - есть и сетевой партнер, и передатчики, и антенны, дело лишь за лицензией. Должны появиться и 2-3 FM-радиостанции, но здесь нужны большие финансовые затраты. Возможно, что-то сдвинется по продвижению телесигнала в глубинку, ведь до сих пор в крае есть села, в которых не могут смотреть телевидение. Здесь есть интересные проекты, но на них пока нет денег.