Тяжелая земля Дальнеречья
Дальнереченский район всегда считался северным, глухим и дотационным. Хотя расположен, если смотреть по карте, ближе к центру Приморья. Это последние несколько лет, когда китайская лесная экспансия захлестнула наши лесные районы, Дальнереченский многие считают краем диких лесорубов, продажных лесников и выкошенных лесных делян.
Дальнереченский район всегда считался северным, глухим и дотационным. Хотя расположен, если смотреть по карте, ближе к центру Приморья. Это последние несколько лет, когда китайская лесная экспансия захлестнула наши лесные районы, Дальнереченский многие считают краем диких лесорубов, продажных лесников и выкошенных лесных делян.
И уже стали забывать, что никогда раньше не играл кедр и ясень большой роли в жизни дальнереченцев. Потому что всегда Дальнеречье, несмотря на то, что и почва там тяжелая, глинистая, и условия для земледелия рискованные, выращивало зерно, овощи. Знали там толк и в животноводстве. Новые российские реалии сделали свое дело. Брошенный на самовыживание, район чуть было не оказался не только самым бедным в крае, но и мог вообще потеряться как самостоятельная административная единица. Еще пару лет назад в крае ходили разговоры о его объединении с богатеющим на транзите леса Дальнереченском. Теперь, похоже, у живущих здесь появляются проблески надежды на лучшую жизнь. Постепенно, но поднимается из руин сельскохозяйственное производство в районе, строятся школы, открываются новые производства, возводятся мосты и дамбы, отдаются годами копившиеся долги по зарплате.
С низкого старта
У Анатолия Фтодосьева, выбранного в прошлом году второй раз подряд главой района, плохая для чиновника привычка: у него в приемной всегда народ. Живая очередь. Он всех старается принять. Может, потому, что живет и работает в районе не один десяток лет и практически каждого знает если не по имени-отчеству, так в лицо – точно. Поэтому и рабочий день зачастую допоздна.
- А как иначе, - говорит он спокойным усталым голосом, - у нас десятки сел, разбросанных на сотню километров. Сегодня я в один конец поехал, завтра - в другой, послезавтра надо в край… Это горожанину несложно несколько раз приехать на трамвае в администрацию, а у нас попробуй доберись. Да и время сейчас такое – начинаем подготовку к посевной.
В этом году район рассчитывает переломить ситуацию в сельхозпроизводстве. Прошлый показал, что здесь уже у многих вновь стало получаться. Определились хозяйства, которые сумели в непростых условиях сработать с прибылью, вырастить и самое главное - реализовать продукцию. Особенно видны подвижки в растениеводстве. Под посев сельхозкультур в минувшем году было занято больше 10 тысяч гектаров пашни. За счет роста урожайности и расширения посевных площадей удалось поднять производство сои почти в два раза, в 1,6 раза по сравнению с прошлым годом увеличилось производство зерна, больше собрали картофеля. Прибыль в растениеводстве составила 4,3 млн. рублей, уровень рентабельности – 30 процентов. На этот год в полном объеме засыпаны семена зерновых, сои. Под урожай 2002 г. вспахано зяби 5069 га. А в прошлом году этот показатель составил всего 3165 га. Неплохо сработали птицеводы, стабильно увеличивается из года в год производство куриных яиц.
Понятно, что без нормального взаимодействия сельхозпроизводителей и управленческих структур района, без делового партнерства с районными переработчиками и краевыми покупателями продукции ничего бы этого не было. Взять хотя бы связи с уссурийской «Дальсоей». Кредиты, которые благодаря содействию районной администрации в лице управления сельского хозяйства получают местные крепкие хозяйства, позволяют вырастить урожай и без проблем сдать его кредитору. А остатки уже можно реализовать свободно. В прошлом году попробовали сработать по сое и с южнокорейцами. Убедили последних дать в начале года денежный кредит. Говорят, что когда дальнереченцы вовремя рассчитались, в том числе и с процентами, южнокорейцы не скрывали своего удивления.
Ставка на землю и людей, которых за последние годы отучили на ней работать, сама по себе ничего не даст. Это прекрасно понимают руководители Дальнеречья. Появилось несколько крепких хозяйств, но этого мало. Нужны долгосрочные программы на перспективу и «короткие» деньги, чтобы развернуться сейчас, нужна грамотная помощь сельхозспециалистов, которых растеряли в свое время, нужны кооперация внутри района и помощь края. Все это сразу не осилить, поэтому двигаются шаг за шагом.
До полевых работ еще далеко, а район уже собирал несколько раз всех сельхозпроизводителей и согласовывал планы. Думали, к кому и на каких условиях лучше податься за помощью. С какими потребителями заключить договоры, у кого взять удобрения и запчасти. В общем, ищут где могут. Помогают и из районных денег, работают с краем, пытаются подтянуть федеральные программы.
В Рождественке все по линейке
Рождественка – не самое далекое районное село. Может быть, постепенно и разбежался бы оттуда народ, если бы растащили бывшее совхозное добро и разбазарили. Сегодня там получился интересный союз полеводов и механизаторов. В общем, работают там два предприятия под началом одного гендиректора – Александра Шарамова. Одни выращивают сою, зерно, овощи. Другие пашут, сеют и технику ремонтируют. Помогают друг другу, но те и эти прибыльные. Взаимоотношения, в общем, по форме, как когда–то в бытность колхозов и машинно-тракторных станций. Только партнерство не за спасибо, а за деньги.
Честно говоря, такой картины зимой на машинном дворе не приходилось видеть уже лет 15. Еще с осени вся посевная и обрабатывающая техника отремонтирована, покрашена и готова к работе. Охраняющий от «металлистов» и прочих любителей поживиться все это хозяйство до весны заведующий мехдвором Анатолий Карита говорит, что это обычная для хозяйства практика. Трактора, самый «свежий» из которых работает с начала 90-х, тоже практически готовы к работе.
- Это хозяйство по нынешним временам на ногах крепко стоит, - говорил нам главный агроном районного управления сельского хозяйства Сергей Карпов, когда-то начинавший здесь молодым специалистом. – Посевную выдержит.
Дороги, уголь и туризм
Дотационный район с рискованным земледелием несколькими даже крепкими сельхозпроизводствами не поднять. Глава Дальнеречья Анатолий Фтодосьев это тоже прекрасно понимает. Не поднять его и за счет лесообработки, потому что такие предприятия выгоднее ставить в городе Дальнереченске, ближе к транспортной развязке. Потому здесь сделали на ближайшие годы ставку еще на ряд направлений. Которые все вместе должны поднять жизненный уровень и принести доходы в бюджет. Вот лишь несколько перечисленных главой «пунктов».
Прежде всего это строительство дорог. Они до сих пор сплошь грунтовые. Но наметились перемены. Только в прошлом году закончили строительство нескольких капитальных мостов, и теперь есть договоренность с краевым комитетом дорожного хозяйства начать асфальтировать «районные магистрали». Дороги, в том числе и железнодорожные ветки, нужны и для того, чтобы наконец-то добраться по-настоящему к тем уже разведанным запасам полезных ископаемых, которыми богат район. А это прежде всего бурый уголь и востребованный в судостроении ильменит. Если продолжить в нормальных масштабах добывать уголь с открытого Ореховского месторождения, то район не только сразу закроет все свои потребности по твердому топливу, но и получит очень существенную добавку в бюджетную строку «собственные доходы». Для начала нужны не такие уж большие инвестиции. Кстати сказать, краевая администрация и угольщики здесь обещают помогать.
С ильменитом тоже есть предложения. И уже добыты первые десятки тонн, которые сейчас изучают потенциальные потребители – строители подводных лодок из Комсомольска-на-Амуре.
Справка “В”
Дальнереченский район. 14226 жителей, 29 сел, в экономике занято 5,6 тыс. человек, 27 фельдшерско-акушерских пунктов, в которых работают всего два врача и 32 медика из числа среднего медперсонала. 34 общеобразовательных учреждения.
В агропромышленном секторе 32 предприятия всех форм собственности, 14 из которых занимаются сельхозпроизводством. Промышленность представлена двумя лесозаготовительными предприятиями и малым угольным разрезом «Ореховский». Строительство – четыре строительных организации. В малом бизнесе – 63 фирмы и 216 предпринимателей без образования юридического лица.
Еще одно перспективное направление в развитии района – туризм. Места здесь самые подходящие. Есть даже лечебные воды. На которые каждый год съезжаются сотни «дикарей». А вот условий никаких. Как, впрочем, и нет в районе ни одной мало-мальски приличной базы отдыха. С этого года решено начинать все это строить.
Есть еще одна проблема, без решения которой, как и без нормальных дорог, с места не сдвинешься. Это строительство высоковольтной линии к отдаленным поселкам. Ведь до сих пор два села в районе сидят на дизель-генераторах.
Нельзя сказать, что со всеми этими проблемами и планами дальнереченцы один на один. Край, как и всем, что-то на первоочередное выделяет. Только сейчас на помощь из этого бюджета надеяться нельзя. Нет пока и особой ставки на китайцев, которые порой не прочь взять землю в аренду. Правда, сейчас пробуют в районе с помощью соседей создать свинокомплекс на 3000 голов. С условием, что поголовье будет исключительно наше, местное. И все же в главном опора на собственные силы. Именно поэтому, пожалуй, единственными в крае здесь взялись всерьез за оставляемые военными городки и гарнизоны. Они не окажутся брошенными и разграбленными. Их заселят те, кто будет работать и жить на этой тяжелой земле.
Внешне в последнее время вроде бы и мало что меняется в этих краях. И все же какой-то наметившийся поворот начинает ощущаться. Возрос объем собираемых налогов. В районе сегодня нет задолженности по зарплате в бюджетной сфере. Появляются новые рабочие места. Не растет безработица. Просто это не на виду. Это каждодневная работа.
А еще показалось, что все больше народу здесь начинает понимать, что одним лесом сегодня не проживешь. Хорошо бы, чтобы это стало тенденцией.
Автор: Виктор Сердюк, Юрий Мальцев (фото), «Владивосток» Владивосток - Дальнереченский район