За Торгимом - вся Россия
Двенадцать офицеров, прапорщиков, сержантов и рядовых десантно-штурмовой маневренной группы (ДШМГ) Тихоокеанского регионального управления ФПС России по итогам командировки на Северный Кавказ представлены к государственным наградам.
Еще несколько человек пойдут на повышение, досрочно получат очередные звания или направления на учебу в академию. Пока еще рано говорить о конкретных орденах или медалях. Дело в другом – наших ребят заметили, их участие в боевых действиях не прошло мимо командования. А если учесть, что большинство российских военнослужащих в Чечне рискует своей жизнью за незначительное финансовое вознаграждение, то можно предположить значимость и роль пограничников из Приморья.
«В» уже сообщал, что ДШМГ ТОРУ под командованием майора Алексея Карташова придали в усиление Назранскому погранотряду. Группу разбили на несколько отрядов и выставили на особо опасных направлениях в нагорье Торгим. Полевые заставы встали между Ингушетией и Чечней, а также между Ингушетией и Грузией. Такая перестраховка оказалась нелишней. Нынешней зимой снег в отрогах Большого кавказского хребта выпал аж в начале января. Поэтому боевики вовсю старались использовать открытые перевалы. С территории Грузии они раз за разом пытались через Ингушетию скрытно пробраться или с боем пробиться в Чечню. Для организации подрывной деятельности, проведения террористических актов, для усиления оставшихся бандитских формирований. Обратно выбирались на отдых и лечение, за боеприпасами и снаряжением.
Заставы находились друг от друга на расстоянии 18-25 км и в случае необходимости приходили на помощь. Имелась телефонная и радиосвязь. Условия для проживания были далеки от идеальных. Но дальневосточники осваиваются в любых условиях. Поэтому кровати из досок без матрацев, минусовая температура в палатках, которые не могли согреть буржуйки, разряженный воздух в горах, тяжелые подъемы и марш-броски не стали испытанием. А вот к постоянным обстрелам позиций, как ни старайся, привыкнуть невозможно. Через день пограничникам приходилось менять огневые рубежи, таскать с места на место тяжелые минометы и крупнокалиберные пулеметы, рыть новые окопы. Однако для борьбы с боевиками, как правило, применялась другая тактика. Пограничники раз за разом устраивали засады на пути возможных проходов боевиков. Все время в движении находились одна-две разведывательно-боевые группы, усиленные групповым оружием. Поэтому на пути бандитов каждый раз оказывались наши пограничники, превосходящие противника по огневой поддержке и боевой выучке. Таким образом, ДШМГ удалось избежать потерь в боях, зато сами задержали нескольких нарушителей границы и предотвратили вооруженные прорывы групп боевиков.
День в день после пяти месяцев (с 4 сентября по 4 февраля) несения службы на Северном Кавказе командир десантно-штурмовой маневренной группы ТОРУ майор Алексей Карташов получил от командования СКРУ приказ выводить подчиненных из зоны боевых действий. Выбираться от линии государственной границы между Россией и Грузией в лагерь Назранского погранотряда им пришлось несколько суток. В январе в горах Чечни и Ингушетии прошло несколько обильных снегопадов. Толщина снежного покрова превысила 1,5 метра. Закрылись перевалы, заваленными оказались автомобильные дороги. Поэтому автомобили даже не пытались пробиться к отдаленным заставам. Из-за последних трагедий с авариями “Ми-8” и “Ми-24” вертолеты не поднимали в небо. Да они и не смогли бы пробиться в низкой облачности и внезапно оседающих туманах. Ребята с оружием и боеприпасами, с сухим пайком были вынуждены пробиваться на равнину по грудь в снегу. Но тем горячее была встреча на родине вернувшейся группы.
После непродолжительного отдыха и периода отпусков на базе Гродековского погранотряда будет вновь сформирована десантно-штурмовая маневренная группа. Ее ждет очередная командировка на войну.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»