«Терра-Вита», или Страна жизни
Ею когда-то был и скоро опять станет старый запущенный парк. Пожалуй, лишь 40-летние и люди постарше еще могут вспомнить, что собой некогда представлял Нагорный парк. Рожденный на Тюменской сопке (ныне район улицы Шилкинской) на рубеже 50-х – 60-х годов энтузиазмом комсомольцев, он и отражал тогдашний взгляд на парковую культуру, где самым важным элементом были гипсовые скульптуры в духе пионера-горниста. Впрочем, сама идея была отнюдь не плоха: в окружении частного сектора, высоко над центральной Ленинской располагался зеленый уголок, скорее, даже сквер, нежели парк, с лавочками и аккуратными дорожками, куда запросто можно было выйти семьей или компанией и где неугомонные комсомольцы проводили свои мероприятия.
Ею когда-то был и скоро опять станет старый запущенный парк. Пожалуй, лишь 40-летние и люди постарше еще могут вспомнить, что собой некогда представлял Нагорный парк. Рожденный на Тюменской сопке (ныне район улицы Шилкинской) на рубеже 50-х – 60-х годов энтузиазмом комсомольцев, он и отражал тогдашний взгляд на парковую культуру, где самым важным элементом были гипсовые скульптуры в духе пионера-горниста. Впрочем, сама идея была отнюдь не плоха: в окружении частного сектора, высоко над центральной Ленинской располагался зеленый уголок, скорее, даже сквер, нежели парк, с лавочками и аккуратными дорожками, куда запросто можно было выйти семьей или компанией и где неугомонные комсомольцы проводили свои мероприятия.
Отхожая охраняемая зона
Не будем все грехи сваливать на ветры перемен, задувшие в середине 80-х годов: к этому времени парк уже был запущен. Слишком удален он был от центральных артерий города, а местные жители смотрели на него как на еще одно место, куда можно сваливать накопившийся бытовой мусор. Перестройка, а затем экономические реформы, озадачившие людей и власти совсем иными, действительно жизненно важными проблемами, лишь ускорили превращение парка в «отхожее место» местного значения.
Теперь это просто хилый, истерзанный лесок с еще сохранившимися пунктирами пешеходных дорожек, свороченными постаментами, с которых когда-то посетителям бодро салютовали гипсовые пионеры. Кроме как для складирования бытовых отходов и покореженных иномарок, выгула домашних собак и обитания голодных «волчьих» свор, сбора непритязательных компаний – уважающие себя любители «погреться» на природе пикник здесь устраивать не будут, это место больше ни для чего непригодно.
Между тем в конце 80-х - начале 90-х годов начали заселяться девяти-десятиэтажные «крейсера» на Шилкинской, подмявшие под себя частный сектор. С трамвайного кольца «Рабочая» сюда поднялась асфальтированная трасса, а чуть позже Виктор Черепков «прокинул» сюда проспект Красоты с выходом на фуникулер и в центр (хотя тот же Черепков в судьбе парка едва не сыграл роковую роль, но об этом ниже). Словом, микрорайон становился по-настоящему жилым, и этот кусок земли рекреационного значения снова стал привлекательным для освоения.
Застывшие идеи
Первый серьезный проект обустройства или переустройства парка и прилегающей территории предложил Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока. Его сотрудник, кандидат исторических наук и одновременно директор муниципального учреждения культуры «Музей истории Владивостока» Юрий Воробьев сегодня рассказывает:
- Идея была блестящая. С минимальными территориальными потерями для парка мы собирались построить этнографический парк-музей. Центром стал бы, конечно, храм бохайского времени, его окружали бы бохайские, нанайские, удэгейские, чжурчжэньские жилища. Был бы и музей с экспозицией. А по склонам прилегающей территории мы хотели разместить посадки могильной сосны, багульника, других растений, которые прижились бы на этих почвах и в этом климате. Нам даже отдали эту территорию, на словах нас поддержал ряд руководителей крупнейших предприятий, но на этом все и закончилось. Источников устойчивого финансирования проекта мы так и не нашли.
Оно и понятно. В начале 90-х повсеместно царствовал принцип «не до жиру, быть бы живу», ибо лабораторные опыты с экономикой России тогда вступили в свой апогей.
Второй проект чуть позже предложили местные мусульмане: они обратились с просьбой к городским властям разрешить им на территории парка строительство мечети. В то время городом правил Виктор Черепков, который и вывел лихо свою подпись на разрешительных документах.
- Мы узнали об этом решении по телевидению, и все просто растерялись, - рассказывает сегодня директор государственного учреждения культуры «Приморский государственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры» Анна Мялк. – Абсолютно все службы, с которыми по законодательству необходимо согласовывать использование подобной территории, были против. И дело тут совсем не в веронетерпимости. Мечеть с прилегающими постройками заняла бы большую часть Нагорного парка, который попросту перестал бы быть местом массовой культуры и отдыха. Нам, правда, обещали благоустроить остатки парка, но что из того? К сожалению, к нам часто обращаются именно с такими предложениями: давайте мы, мол, благоустроим территорию, а вы нам разрешите построить в центре нечто капитальное. Иногда просто стыдно слушать подобные предложения от взрослых людей. Другое дело - «Терра-Вита»…
Эскиз страны жизни
Парк или, вернее, то, что от него осталось, удалось отстоять. И появился новый проект, который на этот раз предложила общественная организация.
Для справки. «Терра-Вита» (с латыни – Страна Жизни) – общественная организация, которая основной уставной целью своей деятельности ставит организацию и пропаганду здорового образа жизни. Ее членами стали индивидуальные застройщики прилегающих к Нагорному парку улиц Карла Либкнехта, Братской, Тюменской. Ими, людьми не бедными, движет желание обустроить не только собственные усадьбы, но и прилегающую территорию, ибо, как говорят члены организации, уж очень некомфортно жить в окружении помоек даже в комфортабельном жилье. Так возникла сначала идея, которую сразу же в принципе поддержали городские власти, а затем и проекты. Свой бюджет «Терра-Вита» формирует из членских взносов, а также вкладов солидных спонсоров, которых удается заинтересовать в реализации проекта. Одним из них, например, является Дальневосточный филиал Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК-ДВ), который примет участие в строительстве спортивно-оздоровительного комплекса.
Эта идея пока носит коротенькие штанишки – ей всего-то полтора-два года, что по российским меркам для продвижения сколько-нибудь серьезного проекта - младенческий возраст. Тем не менее уже согласован и утвержден эскизный проект, исполненный солиднейшим ООО «Приморгражданпроект». Что в нем? Со стороны улицы Шилкинской – подземный переход, плавно перетекающий в каскад лестниц. Это центральный вход в парк, огороженный затейливыми литыми решетками и имеющий лучевую композицию – от центра разбегаются пешеходные дорожки со скамейками. Конечно, предусмотрена посадка саженцев, устройство газонов. Из построек на территории парка будут лишь павильон, торгующий соками-водами, да туалет. Кстати, историко-этнографическая идея тоже еще не умерла – если позволят средства, то организаторы непременно хотя бы частично, но реализуют идею ученых. Может, кроме бохайского храма, потому что получить разрешение на строительство столь монументального сооружения в рекреационной зоне будет весьма проблематично.
Это все, что касается непосредственно парка, который можно восстановить очень быстро – уже в этом году, лишь новым насаждениям надо будет время, чтобы подняться. А окружат его уже более капитальные сооружения: площадки для игр в баскетбол, волейбол, мини-футбол с капитальными душевыми и раздевалками. Зимой здесь собираются заливать каток, о которых в спальных районах Владивостока уже забыли. Это второй этап освоения заброшенной территории. А третий - ярусный спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном и спортзалами различного профиля. Тут же будет обустроена и смотровая площадка, открывающая великолепный вид на Золотой Рог. Вся прилегающая территория тоже, естественно, подпадает под благоустройство, включая и посадку деревьев-кустарников.
Всем понятно, что часть спортивно-оздоровительных услуг будет платной. Но это надо только приветствовать: к чему привела бесплатная, а значит, бесконтрольная эксплуатация парка, мы уже знаем. «Терра-Вита» не рассчитывает получать от эксплуатации сооружений сверхприбыль - это вообще достаточно проблематично. А вот компенсировать затраты на содержание (аренда земли, коммунальные услуги, охрана, уборка территории и проч.) общественная организация надеется.
Ухабы на дороге
За исключением некоторых претензий, кстати, принятых, к размещению капобъектов сегодня никто не выступил против реализации этого проекта. Наоборот, и согласующие организации, и городские власти (взявшие на себя, кстати, расходы на дорогущую топографическую съемку) тоже, кажется, заразились энтузиазмом «терравитовцев». Думаю, что проект найдет поддержку и у жителей окрестных кварталов, которые, кстати, единым фронтом в свое время выступили против строительства мечети.
«Терра-Вита» на реализацию своих планов уже истратила определенные средства, а в этом году она готова освоить до миллиона рублей – на расчистку парка, посадку деревьев, устройство дорожек и ограды, прочие первичные работы. Включиться в обустройство парка могли бы и коммерческие структуры, тоже имеющие здесь свой интерес. Например, владельцы автозаправки, расположенной, так уж сложилось, рядом с предполагаемым центральным входом в парк.
Однако бюрократическая машина только-только начала набирать обороты, а без разрешительных документов в России начинать минимальные земляные работы, например, обустройство парковой дорожки - значит обеспечить себе головную боль. И сегодня в принципе во всех инстанциях согласованный вопрос пока не имеет документального подтверждения. А ведь так хотелось бы, чтобы уже к открытию форума стран Азиатско-Тихоокеанского региона парк приобрел цивилизованный вид. Ведь даже просто благоустроенное это место, бесспорно, будет интересно гостям.
Сейчас в Нагорном парке почти зимняя сказка. Снег прикрыл отходы человеческого равнодушия, и в ясный, погожий день здесь даже можно без брезгливости постоять и полюбоваться окрестностями: Светланской, бухтой Золотой Рог, мысом Чуркина – все кажется не таким уж и запущенным, как это видится вблизи. Но снег не вечен, и с приходом весны не хотелось бы увидеть здесь несвежие кучки бытовых отходов, «фонтанирующих» совсем неприятным запахом, и «несвежие» покореженные кузова иномарок, а человека в спецовке и с шансовым инструментом в руках, занявшегося общественно полезным деянием - созданием если и не страны, то хотя бы уголка жизни.
Автор: Иван МИХАЙЛОВ специально для «В»