Товарный знак – дело тонкое

Буквально под занавес прошлого года Государственная дума РФ предприняла целый ряд поправок к законам, касающимся охраны интеллектуальной собственности: патентному, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров, об охране программ для ЭВМ и баз данных. Эти поправки, принятые, кстати, впервые за последние девять лет, должны не только защитить интеллектуальную собственность, но и заполнить зияющую брешь в устаревшем законодательстве, явно не поспевающем за научно-техническим прогрессом. Разговор на эту тему - с патентным поверенным РФ, заведующим лабораторией научно-технической информации Дальневосточного отделения Тихоокеанского океанологического института им. В. И. Ильичева Ахатом НАБИУЛЛИНЫМ.

13 февр. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1120 от 13 февр. 2002
Буквально под занавес прошлого года Государственная дума РФ предприняла целый ряд поправок к законам, касающимся охраны интеллектуальной собственности: патентному, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров, об охране программ для ЭВМ и баз данных. Эти поправки, принятые, кстати, впервые за последние девять лет, должны не только защитить интеллектуальную собственность, но и заполнить зияющую брешь в устаревшем законодательстве, явно не поспевающем за научно-техническим прогрессом. Разговор на эту тему - с патентным поверенным РФ, заведующим лабораторией научно-технической информации Дальневосточного отделения Тихоокеанского океанологического института им. В. И. Ильичева Ахатом НАБИУЛЛИНЫМ.

- Ахат Асхадович, принятие поправок к законам, охраняющим интеллектуальную собственность, не самое заметное событие в работе главного законодательного органа власти, тем не менее их называют знаковыми. Почему?

- Это действительно очень хороший знак. Знак того, что Россия становится правовым государством. Уже в ближайшем будущем нас ждут перемены в области охраны интеллектуальной собственности! Возьмем закон о товарных знаках. Отныне, к примеру, владельцы доменных имен будут подавать заявки на их регистрацию.

- Но ведь это разные вещи - домен и товарный знак! Нет ли здесь противоречия?

- Действительно, разные, но они тесно взаимосвязаны. Ваши разработки: будь-то промышленные или интеллектуальные - должны иметь государственную охрану. Не зарегистрировав должным образом домен, вы все равно пускай через три-пять лет, но не избежите проблем. Только их решение обойдется вам уже гораздо дороже, чем нынешняя заявка. В этом смысле цифры затрат несопоставимы. Классический пример – ситуация с переименованием известной приморской фирмы, специализирующейся на изготовлении колбасных изделий. Ей ведь пришлось не просто менять название. Фирма была вынуждена заменить всю упаковку, вывески, все реквизиты и даже банковский счет. Так что экономия на регистрации домена сегодня неизменно обернется большими затратами завтра.

- Торговая марка и товарный знак - это одно и то же?

- На сегодня законодательно в России существуют только два понятия: товарный знак и знак обслуживания. Никаких торговых марок, фирменных, торговых и прочих знаков по закону нет. Все эти термины - просто синонимы. И если мы говорим о правовой стороне дела, то нужно употреблять термин “товарный знак”. Есть еще знак обслуживания, когда нам предлагают не товар, а услугу. Но по закону эти понятия тоже идентичны. В целом же все товары и услуги по международной классификации разбиты на 42 класса и занесены в Реестр. Раз в два года Реестр пересматривается Всемирной ассоциацией интеллектуальной собственности. В России уже вышла седьмая редакция этого издания. Хотя до сих пор многие товары и услуги в ней пока не нашли свое отражение.

- Например?

- Кулинарное изделие “пянсе”. Некий пирог с капустой. В России раньше он не был известен. Похоже, и на Западе тоже. Я специально проверял: нет его в каталоге. Так что если это изделие станет популярным, то возникнет необходимость его регистрации, и тогда пянсе с подробным описанием внешнего вида и способа приготовления будет введено в международный класс кулинарных изделий.

- Сколько товарных знаков зарегистрировано в Приморье за год?

- Двести в 2000 году. Сколько в прошедшем - точная цифра будет известна в апреле-мае, но, по моим данным, тоже около 200. Кстати, для сравнения: в целом по стране ежегодно регистрируется более 10 тысяч подобных знаков.

Так что Приморье пока находится как бы на периферии событий. Поэтому и нередки случаи, когда, выбрав себе звучное запоминающееся имя и товарный знак, наши вдруг узнают, что он уже зарегистрирован в Москве. Я уже приводил пример с фирмой “Ратимир”. Обязательно возникла бы большая проблема по поводу названия и у строящегося аэропорта возле Партизанска под названием “Золотая долина”. Мне известно, что точно такое же название имеет одна из красноярских компаний, которая его зарегистрировала. От судебных и прочих издержек приморцев спасло только то, что стройка из-за финансовых проблем приостановлена.

- В законодательстве есть какие-то ограничения по количеству товарных знаков, принадлежащих одной фирме?

- Нет, их может быть сколько угодно. В Приморье, да, наверное, и на всем Дальнем Востоке рекордсменом по количеству зарегистрированных товарных знаков можно считать компанию “Уссурийский бальзам”, у которой их порядка 40.

- По измененному законодательству можно ли быстро зарегистрировать товарный знак, заплатив, скажем, патентоведу “за скорость”?

- Действительно, зачастую к нам приходят люди и требуют зарегистрировать им товарный знак “еще вчера”, обещая при этом любые деньги. И бывает трудно такого человека убедить, что невозможно оформить документы быстрее нормативов. Приходится объяснять, что есть такое мадридское соглашение, по которому любой товарный знак в России имеет шестимесячную привилегию. А вообще все патенты, товарные знаки, промышленные образцы имеют территориальное (это может быть группа стран, например, Европейский союз) и временное ограничения. Все это отслеживает патентное ведомство. В России - Роспатент. Он одновременно принимает заявки от клиентов, ведет процедуру регистрации, продлевает действие торгового знака, получает пошлины.

Полгода заявка на торговый знак просто “вылеживается” в Москве. Далее в течение трех-четырех месяцев проводится международная экспертиза, и только потом принимается решение. И получается в итоге, что быстрее, чем за год, зарегистрировать товарный знак невозможно. Раньше, действительно, была возможность (благодаря определенным хитростям, о которых каждый патентовед знает) сокращать срок регистрации товарного знака. Но те времена прошли. Так что, если кто-то вам предлагает за дополнительную плату ускорить регистрацию, он либо дилетант, либо аферист.

- На столь специфическом рынке услуг сильна ли конкуренция между патентными поверенными и фирмами, занимающимися регистрацией товарных знаков?

- Несмотря на то, что есть и спрос, и предложение, жесткой конкуренции нет. Кстати, на всем Дальнем Востоке всего семь патентных поверенных. Из них пять работают во Владивостоке, остальные два - в Комсомольске-на-Амуре. Также регистрацией товарных знаков занимаются Торгово-промышленная палата плюс недавно организованное частное приморское патентное агентство. Кроме этого во многих институтах и университетах, как правило, есть патентно-лицензионные отделы. Их сотрудники-патентоведы вполне могут выполнить заявку на регистрацию торгового знака.

Автор: Ратмир МАЛЫШЕВ, специально для «В»