Бизнес освобождается от пут

Позавчера вступил в силу новый федеральный закон, сокративший перечень подлежащих лицензированию видов деятельности с 415 до 119.

13 февр. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1120 от 13 февр. 2002

 Позавчера вступил в силу новый федеральный закон, сокративший перечень подлежащих лицензированию видов деятельности с 415 до 119.

Только-только мы начали учиться держать ухо востро с ушлыми риэлторами, ограждать себя от неприятностей при покупке-продаже недвижимости и не идти на поводу у фирм, не имеющих лицензий, как настало время от этой «дурной» привычки отвыкать – на сегодня риэлторская деятельность исключена из перечня лицензируемых видов. Такое же послабление коснулось еще целого ряда направлений на потребительском рынке. Бессмысленно требовать теперь лицензию в фирмах по оказанию ритуальных услуг, торговле транспортными средствами, по социальному обслуживанию населения, в ломбардах - такой документ теперь не может служить вашей охранной грамотой, потому что он им ни к чему. Масса жалоб от обманутых простачков поступала на обещавших золотые горы дельцов по содействию занятости населения, но и этот вид предпринимательской деятельности выведен за рамки лицензируемых.

Но дело ведь не только в том, что для получения лицензии фирме нужно создать все необходимые условия для качественного оказания услуг. Лицензионная палата вносит предприятие в реестр, ставит в известность о нем все надзорные органы, то есть бизнес легализуется и делается прозрачным. Теперь искать концы сомнительных предпринимателей в этих отраслях будет сложнее.

- Дебюрократизация экономики – хорошо, но не в ущерб ли потребителям принят новый закон, который по сравнению с прежним снизил степень защиты их прав, сократив число лицензируемых видов деятельности? – поделилась я своими сомнениями с председателем Лицензионной палаты администрации края Андреем Скобуном.

- Отчасти я с этим согласен и не считаю оправданным исключение из списка лицензируемых торговлю недвижимостью и другие уже названные виды деятельности, затрагивающие интересы большинства из нас. Можно с большой степенью вероятности прогнозировать значительное увеличение правонарушений в этих сферах бизнеса. В целом же новый закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», вступивший в силу 11 февраля, создает условия для резкого сокращения вмешательства государства и власти в дела бизнеса. Речь идет об устранении тех самых административных барьеров на пути развития предпринимательства, которым правительство объявляет войну. И мне думается, не зря оно начинает именно с реформирования лицензирования, поскольку это – один из главных рычагов государственного регулирования.

- Бизнес, освобожденный от этих пут, станет во сто крат активнее? - Задача – как раз создание режима максимального благоприятствования для его развития. Ведь главное нарушение прав потребителей заключается, на мой взгляд, в том, что они вынуждены довольствоваться зачастую некачественными импортными товарами, а отечественной продукции и услуг лишены в достаточном объеме. Надежным контролером качества на рынке является конкуренция, которая может играть эту свою роль только при избытке предложения.

К тому же у государства есть другие механизмы контроля за качеством продукции, услуг и работ: сертификация, аккредитация, применение санитарных, строительных норм и другое. По новому закону лицензируются только те виды деятельности, регулирование которых не может осуществляться иначе, кроме как лицензированием.

- Закон называет 119 видов деятельности, подлежащих лицензированию. Но не распухнет ли этот перечень вновь с легкой руки ведомств, издающих свои нормативные акты?

- Новый закон поставил заслон на пути такой самодеятельности. Он дает четкую формулировку «лицензируемого вида деятельности», и в этом его коренное отличие от ранее действовавшего механизма. В нынешней редакции это – «тот вид деятельности, на осуществление которого на территории России требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом». И все. А значит, не допускается лицензирование ни с подачи других федеральных законов, ни тем более ведомств. Говоря о сокращении лицензируемых видов деятельности, отсчет нужно вести не от 415, сколько значилось в прежнем законе, а от всех 2 тысяч, если учитывать ведомственные подзаконные акты, ежегодно охватывавшие лицензированием все новые и новые направления предпринимательства.

- Но ведь надо иметь в виду еще сферу применения закона, она не изменилась?

- Закон не распространяется на образовательную деятельность, страховую биржевую, деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции и ряд других. Сфера применения закона в основном осталась прежней. Лицензирование в этих сферах будет осуществляться на основе существующей нормативно-правовой базы.

- Предприниматели часто жалуются, что хождением по мукам оборачивается для них сбор справок, необходимых для лицензирования, согласований, актов обследований от различных служб. Новый закон не облегчит участь тех, кому по-прежнему нужно этот путь проходить?

- В статье девять принятого закона называются обязательные документы, которые необходимо представить для получения лицензии: устав, свидетельство о регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, сведения о квалификации работников. Старая редакция закона позволяла расширять этот перечень опять-таки за счет ведомственных нормативных актов.

- Это дорого – получить лицензию?

- Если вы наслышаны от предпринимателей о больших поборах, то это не значит, что именно в Лицензионной палате им приходится оставлять солидные суммы. Дороже, чем плата за лицензию, обходятся заключения пожарного, экологического обследования, другие справки. Размеры непосредственно лицензионного сбора четко оговорены в новом законе и составляют: за рассмотрение заявления – 300 рублей, за предоставление лицензии – 1000 рублей, за переоформление лицензии – 100 рублей.

- За новой лицензией к вам, как прежде, предприниматели будут приходить раз в три года?

- Новый закон предусматривает пятилетний срок действия лицензии.

- А что касается аннулирования лицензии, приостановления ее действия, то тут административный ресурс остается в силе?

- Основания для приостановления действия лицензии значительно сузились. Теперь мы можем ссылаться только на результаты своих проверок. Раньше мы рассматривали и материалы о нарушениях, выявленные также другими надзорными, контрольными и иными органами государственной власти. Вдобавок ко всему лицензирующий орган может проводить проверки только непосредственно в пределах своей компетенции и не вправе заступать за черту ведения иных органов.

Аннулируется лицензия только через суд и только на основании заявления лицензирующего органа.

- Разрабатывается краевая программа развития малого предпринимательства. Специалисты Лицензионной палаты участвуют в этой работе?

- Да, конечно, и прогрессивные тенденции лицензионной политики в этой программе непременно будут учтены. Уменьшение барьеров на пути инициативных людей должно привести к увеличению числа желающих легализовать свой бизнес, получить лицензии. Но нередко предпринимателям не хватает еще нормативно-правовой подготовки в сфере бизнеса. Для устранения таких пробелов в этом году мы начали реализацию образовательных программ по актуальным проблемам предпринимательства в крае.

Сейчас в развитых странах лицензированием занимаются в основном специализированные центры, объединяющие экспертов разных направлений. Это удобно для деловых людей и более эффективно с точки зрения объективности оценки. Будем стремиться, чтобы таким центром в Приморье стала Лицензионная палата.

Автор: Надежда БРАЖИНА, «Владивосток»