Почва для бизнесмена, бюджета и размышлений. Уссурийцы всерьез взялись за Земельный кодекс
С вступлением в силу Земельного кодекса Российской Федерации в крае началась активная работа по его внедрению. Расскажем о примере Уссурийска, где при участии краевой администрации сформирована межведомственная комиссия по аренде.
НА ЗЕМЛЕ – ЗАМЕТНОЕ ОЖИВЛЕНИЕ
Видно невооруженным глазом: новый Земельный кодекс заметно подстегнул власти на местах. Оказалось, что земля может стать солидным источником для пополнения, как водится, дефицитного бюджета. И если раньше для наведения порядка в этой сфере у чиновников не было законных полномочий, а то и особого желания, то теперь, похлопывая революционным ЗК и комментариями к нему, власти запаслись административной “плетью”. Что по душе не всем коммерсантам и даже руководителям муниципальных унитарных предприятий, финансируемых из бюджетов.
В начале 90-х, когда произошли первоначальный дележ собственности, денационализация и акционирование, большинство предприятий получило сооружения и наделы в так называемое постоянное (бессрочное) пользование – будто бы в наследство от советских времен. В Уссурийске в эпоху “первоначального накопления капитала” всего лишь пять организаций выкупили землю, да и то - не самых крупных. Неспроста на прошедшей в конце прошлого года комиссии при губернаторе края Сергей Дарькин и его заместитель Геннадий Токуленко особо отметили сложную ситуацию в Уссурийске. Для примера главе муниципального образования Сергею Рудице привели третью по промышленному потенциалу Находку с ее 15-миллионным годовым доходом по арендной плате.
К слову, для контроля землепользования в администрации края уже действуют шесть постоянных комиссий и коллегий (по недвижимости, вопросам земельных отношений и др.), а в перспективе седьмая – рабочая комиссия по инвентаризации, учету и выработке решений по использованию объектов незавершенного строительства, находящихся в собственности края.
АРЕНДАТОРОВ «ПОСТРОЯТ»
Нельзя сказать, что в Уссурийске не подозревают об арендных перспективах. Недавно там состоялось заседание экономического совета муниципального образования, на котором рассматривалась сегодняшняя ситуация с землепользованием. О грядущем реформировании корреспонденту “В” рассказал один из членов совета, начальник управления архитектуры, градостроительства и землепользования уссурийской администрации Виктор Карпенко: “Мы поставили предприятия и организации перед фактом, что до 2004 года им нужно оформлять договоры аренды или же выкупать землю в частную собственность. Пытаемся даже государственные унитарные предприятия на арендные “рельсы” переставить…”.
С марта текущего года будет возрождена подзабытая практика продажи пустующих земельных наделов. Уссурийские власти по примеру Хабаровска также намерены продавать права аренды на землю, которая посредством конкурсов и аукционов выкупается во временное пользование. Дело в том, что не в одном только Уссурийске в кризисном состоянии находится то, что называется капитальным строительством (согласно справке Приморского строительного консорциума, в крае за последние годы сдано не более 200 тыс. квадратных метров жилой площади). До лучших времен муниципальные территории эффективнее отдать в аренду коммерсантам.
На уссурийской земле планируют полную опись-ревизию недвижимости и наделов. Помимо прочего этим можно будет вычислить должников. Наведение порядка в такой деликатной сфере, как земельные отношения, может обернуться конфликтом. Машина по “земельной чистке” едва приступила к работе, а в уссурийскую прокуратуру уже поступают первые жалобы на чиновников. Масла в огонь добавляет и то, что помимо арендной платы есть земельный налог, который с этого года увеличен правительством в два раза.
Недавно, когда были подняты бумаги да раскрыты очи, уссурийские власти выяснили, что железнодорожники могут платить за землю гораздо больше, чем сегодняшние “копейки”. Похоже, спор сможет разрешить экзотический для нас третейский суд. Судите сами. Локомотиворемонтный завод и прилегающие к нему участки – значительная площадь на карте промышленной житницы края (еще больше земель в пользовании у военных). Было выявлено, что предприятие, подведомственное МПС, выплачивало весь земельный налог на основании понятия “полоса отвода железной дороги” и внутренней министерской инструкции. А это фактически 20-25 процентов от самой мизерной ставки земель сельскохозяйственного назначения. В муниципалитете считают, что вся территория завода не может быть сплошным полотном, и намерены “разрулить” ситуацию с помощью третьей стороны.
ЧТО У НАС ПО ПЛАНУ?
В данный момент проходит государственную экспертизу новый генеральный план города Уссурийска, разработанный при содействии петербургского института урбанистики. Самое принципиальное положение – о границах городской черты. По нашей информации, власти Уссурийска желают включить строящуюся объездную дорогу, которая оттянет часть городской инфраструктуры, под свой контроль. Для муниципального бюджета было бы непозволительной роскошью упускать доходы, полученные от сдачи в аренду участков под стоянки, заправки и предприятия общепита. Могут стать городскими кварталами и несколько близлежащих от “зажатого” Уссурийска деревень.
Кроме того, по аналогии с Владивостоком в Уссурийске в данный момент пересматриваются коэффициенты арендных ставок. Понятно, что арендаторы платить будут больше. Главе уссурийской администрации и его помощникам предстоит сейчас нелегкая задача – бюджет пополнить и при этом производство не задушить. Или одно другому не помешает?
Автор: Александр СЫРЦОВ, «Владивосток»