Шедевр с поля брани
Эта инфрормация получена в Арсеньеве, где в течение нескольких лет вызревала криминальная ситуация с полотном Константина Маковского “Барон Рокоссовский”. Добыта она с условием о неразглашении имен ее источников. Не из-за боязни “наездов” уголовного мира - все ведь уже в прошлом. Просто в этом маленьком городе для участников драмы, произошедшей с творением великого русского маэстро, жизнь - в контексте общественного бытия - значительно осложнится морально.
...Я - в кабинете у одного из сотрудников арсеньевского вернисажа. Назовем его Валерием. И вот что он рассказывает:
- Осенью 2000 года ко мне пришел человек и попросил оценить старинную картину. Судя по надписи, это было овальное полотно художника Константина Маковского. Стало ясно - передо мною действительно раритет. Собственный вердикт я выносить не стал, а пригласил известного в городе коллекционера художественных произведений Владимира Николаевича Максимова. Поработав с лупой, он подтвердил подлинность картины и то, что она принадлежит именно кисти самого именитого из Маковских.
И резюмировал: в антикварном доме Москвы это стоило бы не менее 50 тысяч долларов. Сам Владимир Николаевич не смог бы купить портрет барона Рокоссовского - таких денег у него просто не было.
Что стало с картиной дальше, Валерий не знает.
Зато знает Сергей, талантливый художник, занимающийся искусством живописи с детьми. Именно у него на днях было изъято полотно великого мастера. Спрашиваю, как это случилось?
- Ну как... Пришли из органов и попросили... Отдал, конечно.
- А как этот портрет у вас оказался?
- В октябре 2000 года в студию, где я работаю с детьми, зашли двое лет 30. Вынули из болоньевой сумки холст, развернули. Насколько помню, там было несколько надписей. Я почему-то счел, что на картине Маковского изображен барон Врангель - и такая там была надпись. Еще были надписи “Фон Тюбенталь” и другие. Было даже написано, что при утере картины ее просят вернуть владельцу. Возможно, что имена на холсте и были фамилиями владельцев. Разумеется, я понимал, что эта художественная ценность, скажем так, не откуда-то взялась. От небрежного хранения на картине были потертости, следы перегибов. Масляная краска местами осыпалась. Но я был в восторге от мастерства художника. В рамку портрет я так и не взял, он оставался в холсте, смотанном мною аккуратно в рулон.
- И что - потом?
- Меня попросили продать картину за 700-800 долларов. Найти на нее покупателя.
И сказали, что завтра зайдут. Однако владельцев портрета не было несколько дней, а когда пришли, он все еще не был продан. Тогда-то они и отдали картину мне за 200 долларов.
- И у вас даже не было за эти полтора года попыток продать ее подороже?
- Нет! Я просто часто смотрел на этот портрет и балдел от наслаждения. Случалось, показывал его друзьям.
- Тогда откуда объявление в Интернете с вашим адресом?
- Понятия не имею. Я даже пользоваться Интернетом не умею...
Вот таких два диалога с места события. Остается только высказать одну из наиболее вероятных версий появления портрета в Арсеньеве. В двух чеченских войнах участвовало несколько десятков арсеньевских парней. И воевать им приходилось по всей республике. Вероятнее всего кто-то из них подобрал картину после боев в Грозном либо в другой местности. Мало ли где могли оказаться ценности столичных музеев в охваченной сражениями Чечне? Свернул парень понравившуюся ему картину в рулон, бросил ее в дембельский чемодан да и увез с собой на память. А прижало бывшего солдата материально, вот и вспомнил о ней...
Автор: Виктор ДЕБЕЛОВ, «Владивосток»