Каждому времени - свой бред
- Нет, Гитлера или Наполеона сегодня вы у нас не найдете, - Татьяна Федорова не очень удивляется моему первому вопросу. – Это все в прошлом. Лет пять назад Ельцин был, причем даже не один. Кто есть?
- Нет, Гитлера или Наполеона сегодня вы у нас не найдете, - Татьяна Федорова не очень удивляется моему первому вопросу. – Это все в прошлом. Лет пять назад Ельцин был, причем даже не один. Кто есть?
Воин джихада, призванный убивать неверных и тем самым очищаться… Человек, торгующий с Вьетнамом ядерным оружием…
Как вы, видимо, догадались, должность моей собеседницы – заместитель главного врача по лечебной работе городской клинической психиатрической больницы.
Когда почти два десятилетия назад закручивалось кольцо перестройки и реформ, вряд ли кто-то из “застрельщиков” этих социально-экономических процессов задумывался над тем, какие последствия для душевного здоровья населения страны они будут иметь. А между тем эти преобразования, а также экономические трудности вызвали в обществе массовый шок. Человек с огромным трудом пытался адаптировать свое сознание к стремительно меняющимся условиям жизни, к смене идеалов, к безработице, кризисам, справиться с неуверенностью в завтрашнем дне. Свалившаяся как снег на голову свобода в буквальном смысле кружила голову и сворачивала мозги – если тебе никто не объясняет, что правильно, а что нет, - как жить?
- С точки зрения психиатра, ситуация в стране стоит на грани критической, - продолжает Татьяна Валентиновна. - С 1985 года количество психических расстройств, и в особенности пограничных состояний (это когда человек стоит на хрупкой грани между нормой и болезнью), возросло на 40 процентов. Появился целый ряд новых расстройств – стрессовых. Алкоголизм вырос на 30 процентов, наркоманов стало в шесть раз больше. Это данные только официальной статистики.
Люди перестали бояться ограничений, надзора, окриков “нельзя”. Хорошо? Замечательно! Но это же отсутствие запретов привело к тому, что многие душевные расстройства, которых человек стыдился, старался контролировать, держать под спудом, вырвались наружу, вылившись в агрессивность, антиобщественные поступки. Вы никогда не задумывались: некоторые вступившие в крайне радикальные партии, в их боевые структуры, - психически здоровые люди или клиенты психиатров?
То, как стремительно и далеко не всегда в лучшую сторону менялась жизнь, человеку надо было как-то объяснить хотя бы самому себе: “Почему куда бы я ни устроился на работу, мне нигде не платят? Почему денег ни на что не хватает? Почему здоровье ни к черту?” Результат такого стресса - развитие магического мышления, особенно у тревожных и мнительных людей. Как грибы после дождя – быстро и неожиданно - расплодились у нас всевозможные маги, экстрасенсы, ведьмы, а уж в секты типа “Белого братства” или “АУМ синрике” новообращенные шли буквально косяком. И все – в поиске ответов и защиты, ощущения уверенности.
К слову, телевидение и радио внесли свою – причем существенную – лепту в процесс. Бывает, что увиденное или услышанное оказывается той последней каплей, что переполняет чашу человеческого терпения. Сообщение об очередном предстоящем повышении цен может подтолкнуть человека к краю балкона; интересно, что даже бредовые состояния – и те, бывает, идут в ногу с мировыми информационными агентствами. Никто уже не воображает себя вице-королем Индии, а вот Усама бен Ладен среди клиентов психдиспансера появиться может запросто.
- В Киеве недавно проводили исследования, так вот согласно им 75 процентов экстрасенсов имеют безусловные признаки психических расстройств, - говорит Татьяна Валентиновна. - Социально спровоцированные неврозы – вообще не новое в мировой психиатрии понятие. О них еще Фрейд писал. Наиболее часто нам приходится сталкиваться с расстройством адаптации – неумением приспособиться к реальности, порождающим в человеке вялость, апатию (о таких еще говорят “опустил руки”), депрессии, неврозы. Но самое страшное – самоубийства. Всемирная организация здравоохранения определила критический уровень – 20 завершенных суицидов на 100 тысяч населения. У нас сейчас – 40-45, Россия занимает – вместе с Латвией – первое место по самоубийствам в мире.
Если вы думаете, что все вышеперечисленное есть бедствие для бедных, то глубоко ошибаетесь. Богатые тоже плачут, да еще как! Депрессия, невроз – типичные расстройства жен новых русских, сидящих в своих платиновых клетках без внимания мужа, зацикленного на деньгах и бизнесе, без дружеской поддержки потерянных в ходе первичного накопления капитала друзей, без радости от любимого дела… Все это – благодатная почва для стресса. Однако и мужья не отстают: занятие бизнесом почти всегда связано с криминалом, с нервами, отсюда – развитие страхов, реактивной паранойи. Алкоголизм, наркомания также не обходят людей в “мерседесах” стороной. Между прочим, ходят упорные слухи, что где-то во Владивостоке есть специальное психиатрическое VIP-отделение, куда утром на часок-другой приезжают обеспеченные люди на шикарных джипах, получают свою дозу лекарств и терапии и уезжают в свои фирмы, делать непростой русский бизнес.
- Про такое отделение ничего сказать не могу, но вот о том, что у нас существует анонимное лечение, лечение без постановки на учет (то есть эта информация нигде не фиксируется), сказать нужно обязательно. Радует то, что в последнее время в обществе заметны сдвиги к лучшему – в том смысле, что люди перестали бояться обращаться за помощью к психологам, психотерапевтам, даже психиатрам, - комментирует Татьяна Федорова. – Больше половины наших пациентов, обращающихся за консультациями, и даже тех, кто лечится стационарно, – люди, добровольно пришедшие за помощью. Мы ведь действительно можем помочь, вылечить, облегчить течение болезни, даже бредовых расстройств. Поймите, от психических расстройств никто не гарантирован, я не говорю о генетической предрасположенности, социальная ситуация в стране такая, что может спровоцировать даже очень устойчивых, сильных людей. Как помочь самому себе? Не удивляйтесь, но очень важна роль семьи. Если дома мужа или жену ждут понимание, поддержка, душевный комфорт, человек расслабляется, стресс отпускает, душа успокаивается. А вот если дома крики, скандалы, упреки (мы называем такой тип семьи “фронтовая зона”) – это, как правило, провоцирует психические расстройства. На грани, в группе риска находятся и те, кто живет в семье типа “нейтральная полоса” – вроде и скандалов нет, и внешне все очень прилично, а душевной теплоты нет, есть ощущение равнодушия, ненужности… Кстати, дети из таких семей, как правило, тоже могут быть более склонны к невротическим расстройствам и нарушениям поведения.
И почаще вспоминайте слова Зигмунда Фрейда: “Если человек начинает интересоваться смыслом жизни или ее ценностью, это значит, что он болен”. Шутка, конечно, но в шутке гениев всегда очень много правды.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»