Поговори со мной…
- Переходный возраст? Куда же ты переходишь, - шутила бабушка по поводу нервных выплесков внука-семиклассника. Она привыкла видеть в нем обожаемого светлоглазого мальчугана, открыто улыбающегося всему миру. И его угрюмость и ершистость, частые смены настроения ей казались не более чем особенностями характера. Она поняла, что Коля уже далеко не ребенок как-то вдруг. Однажды на ее привычную заботливую воркотню, зло глядя ей в глаза, он сказал: «Терпеть не могу. Что тебе все время надо от меня?» Бабушка растерялась: «Да что ж такое с тобой творится…»
- Переходный возраст? Куда же ты переходишь, - шутила бабушка по поводу нервных выплесков внука-семиклассника. Она привыкла видеть в нем обожаемого светлоглазого мальчугана, открыто улыбающегося всему миру. И его угрюмость и ершистость, частые смены настроения ей казались не более чем особенностями характера. Она поняла, что Коля уже далеко не ребенок как-то вдруг. Однажды на ее привычную заботливую воркотню, зло глядя ей в глаза, он сказал: «Терпеть не могу. Что тебе все время надо от меня?» Бабушка растерялась: «Да что ж такое с тобой творится…»
Моя беседа с педагогом-психологом центра «Коррекция» Ларисой Григорьевой началась с вопроса: «Что такое переходный возраст?»
- Существуют законы психологического развития. Согласно им в жизни человека существует несколько переходных периодов. Один из них - подростковый. В это время происходят физиологические и психологические изменения. И если первые можно наблюдать визуально, то со вторыми сложнее. Ребенок осознает свое пребывание в этом мире, начинает иначе мыслить. Как показывают исследования, маленький ребенок описывает действия, ситуацию. Подросток - состояние. То есть он начинает фиксировать свои чувства, настроения. Часто он не может их объяснить, понять, отчего растет его внутреннее напряжение. Возникает тревога, как следствие – раздражение, нервозность.
Именно в этот период ребенок по-новому осознает время, он впервые задумывается о том, что жизнь конечна. И он задает себе вопросы «Кто я?», «Где мое место в этой жизни?». Он еще не умеет выстраивать свои отношения с миром, а потому часто доказывает это «я» агрессией. В этом кроются причины удаления от родителей, привычной семейной обстановки, где не надо самоутверждаться, и, напротив, стремления в свою, подростковую среду.
- Мы, взрослые, как-то можем помочь?
- Мудрый родитель не станет реагировать на эту агрессию ответной. Он попытается понять, что происходит. И тем самым прийти на помощь. Можно вместе порассуждать – что ребенку неприятно, что его тревожит, почему он сердится. Ему будет проще, если он научится распознавать свои эмоции, анализировать их. Кстати, это один из способов освоения реальности – конструктивный. Второй путь – деструктивный. Его формула: «А мне наплевать!» Но он заведомо тупиковый. Задача взрослого – вместе с ребенком пойти первым путем.
Вообще надо заметить, что переходный возраст дочери или сына – это состояние всей семьи. Здесь ребенка наблюдают каждый день, знают его характер. В психологии есть такой термин - «надежность». Так вот, именно семья может стать надежным фоном, в котором подросток будет чувствовать себя комфортно. Очень важен климат в семье. Ведь дети – это зеркало взрослых. Если вокруг царит доброжелательная атмосфера, искренность, отсутствует двойная мораль – взрослые могут рассчитывать на детскую взаимность. И, напротив, окриком, силой ничего не добьешься. И еще, надо быть готовым к диалогу с ребенком в любой форме. В этом возрасте дети становятся циниками и максималистами, они видят мир очень откровенно и все называют своими именами. Взрослому нужно принимать это, одновременно помогая сформировать ценностную ориентацию.
К слову, сегодня есть термин «мораторий взросления», введенный американским психологом Эриком Эриксоном. В индустриально развитых странах взросление происходит гораздо позже – долго учатся, поздно обзаводятся семьей, добиваются материальной независимости. Но не бойтесь отпустить ребенка. Чем раньше он осознает свои возможности, способности, тем лучше.
В целом переходный возраст - это кризис. В китайской письменности это понятие обозначается иероглифом, состоящим из двух частей: первая – опасность, риск, вторая – возможность. Пережив кризис, то есть переходный возраст, наш ребенок становится другим. Более взрослым…
Автор: Ольга ЗОТОВА, «Владивосток»