Турфирмы поделят, а гостиницы «звезданут»
В феврале 2002 года все ныне существующие российские турфирмы будут лишены ранее выданных лицензий. С 10 числа вводится новое положение о лицензировании туристических услуг, которое четко сортирует туристические фирмы на две категории: туроператоров и турагентов. Туроператор – это разработчик тура, а турагент, соответственно, тот, кто использует продукцию туроператора.
Как рассказал журналистам “В” Альберт Карелин, начальник отдела сертификации услуг органа по сертификации Приморского ЦСМ, новое положение вводит очень жесткие требования к разработчику туристических маршрутов. К примеру, прежде чем стать оператором, фирма должна определенное время поработать агентом, штат подобной организации должен быть не меньше семи человек, из которых 20 процентов имеют специальное образование. Еще один нюанс - лицензии подобным фирмам сейчас выдаются только в Москве. Потому есть предположения, что только пятая часть из 200 турфирм, работающих сейчас на территории Приморского края, после введения нового положения станут туроператорами. Все остальные могут рассчитывать только на должность турагента.
Введение нового положения не должно сказаться на потенциальных и настоящих туристах. В любом случае даже после аннулирования лицензии фирма обязана выполнить все пункты договора со своими клиентами. Если она этого не делает, то может понести ответственность вплоть до уголовной.
Пока не ясно, подлежат ли лицензированию туристические фирмы, занимающиеся внутренним туризмом. По крайней мере, в первом варианте положения предполагалось и их поделить на операторов и агентов, пролицензировав соответственно. Как раз по той самой причине, что положение до сих пор не подписано, остается много неясностей. Вот одна из них – неизвестно, сколько фирме все же придется платить за новую лицензию. Однако, как считает Ирина Ярцева, директор туристической компании “Спутник”, это не столь страшно. Главное, чтобы турфирмы смогли купить себе недешевую страховку, призванную обеспечить безопасность туристов, выезжающих за рубеж. Ведь именно ради этого и была затеяна разработка нового положения о лицензировании.
Еще одно нововведение в области туристического и гостиничного бизнеса - переход российских отелей на мировую систему классификации.
Во всем мире сертификация – дело добровольное, хочешь выйти на рынок товаров и услуг, будь добр – пройди процедуру сертификации. Видимо, в скором времени так будет и у нас. Один из первых признаков зарождения системы добровольной сертификации уже появился. В России с октября 2001 года начато определение категорий средств размещения, то есть гостиниц, мотелей, турбаз, баз отдыха и т. д. Существовавшая раньше система сертификации была построена по принципу: есть – нет. Например, есть в номерах унитаз - нет унитаза, есть умывальник – нет умывальника, есть телевизор или нет. Но ведь телевизоры бывают разные: цветные и черно-белые, ковры – вытертые и новые, но это не учитывалось. Таким образом, те звездочки, которые гостиницы сегодня уже имеют, мировому классу не соответствуют.
Новый ГОСТ устанавливает другую систему, которая позволит вывести гостиницы на мировой уровень классификации. Да, она остается звездочной – от одной до пяти звездочек, но теперь по категориям станут определяться и все номера: люкс, кинг-сайз, студия, апартаменты и еще три категории (1, 2, 3), всего семь. А введенный в 1984-м, во время существования коммунальных гостиниц, прейскурант К-005, по которому гостиницам присваивались категории, уходит в прошлое.
Теперь руководство каждого отеля вправе само решать, выйти ли им на мировой рынок гостиничного бизнеса или нет. Ведь теперь так: если гостиница проходит добровольную сертификацию по новому ГОСТу, то ей присваиваются звездочки мировой классификации, а данные появляются во всемирном каталоге и в сети Интернет. Соответственно, если сертификация не проведена, то звездочки не присваивают и данные нигде не публикуют.
Кстати, во Владивостоке есть подвижки к тому, чтобы гостиницы начали добровольную сертификацию. К примеру, отель “Хендэ”. Его представители уже заявили о своей готовности “озвездиться”. То есть через пару месяцев Владивосток сможет войти в вереницу городов, чьи гостиницы будут размещены в мировых каталогах и Интернет-справочниках.
Автор: Ренат ЗАЙНУТДИНОВ, «Владивосток»